Рано или поздно, так или иначе...
27. Жанровое разнообразие творчества М.Ю.Лермонтова 1828-1836 гг. основные мотивы ранней лирики. Романтические поэмы. Драма «Маскарад». Проблема героя времени. Незаконченный роман «Вадим». Проблематика. Художественный эклектизм.Основные мотивы ранней лирики.
Жанры: Философский монолог; лирический дневник, лирический монолог, исповедь.
- Проявляется идеализация демонического начала или концепция великого зла: «Мой демон»: «Собранье зол его стихия;» «Ему смешны слова привета И всякий верящий смешон; Он чужд любви и сожаленья,» «И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня И ум мой озарять он станет Лучем чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав предчувствия блаженства, Не даст мне счастья никогда».
- Максимализм, мотив вселенского одиночества, неприятия мира
- Нет темы дружбы
- для его лир. героя характерно стремление к вечному и неприятие мира. гер противоречив: «Молитва» 29 «За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; …За то, что мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь».
- философичность
- антиномичность (вера – чувства, чувства – разум)
- Политических мотивов очень мало: «Жалобы турка.» (Письмо. Другу иностранцу) 29 - тема свободы в фольк смысле, т.е. воли. «…Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! этот край… моя отчизна!».
-Избранничество, особое предназначение (у Пушкина такого не было)
- Любовные мотивы (Психологический образ возлюбленной!): 1. Екатерине Сушковой (кузина, потом отомстил). «К Сушковой» 30 «разлуки первый звук Меня заставил трепетать; Нет, нет, он не предвестник мук; Я не люблю - зачем скрывать!», «Благодарю» 30 «О, пусть холодность мне твой взор укажет, Пусть он убьет надежды и мечты И все, что в сердце возродила ты; Душа моя тебе тогда лишь скажет: Благодарю!», «Нищий» 30
2. Ивановский цикл (видим псих портрет возлюбл. гл св-во – влюбчивость). Здесь возникает мотив мести: «Я не унижусь пред тобою». 3. Варвара Лопухина (подруга детства. побледнел, когда узнал о ее женитьбе. нет мотива коварной красавицы, мести). «Она не гордой красотою…» 32 «…Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых…. И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей.», «Мы случайно сведены судьбою…» 32 «Мы себя нашли один в другом,И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоем!» + валерик и один из списков Демона. – все целомудренно, трепетно, душевно.
Нищий, Одиночество, Поцелуями раньше считал.
Романтические поэмы
«Романтические поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова («Мцыри» и «Демон»).
«Мцыри» и «Демон» считаются одними из самых зрелых произов Михаила Юрьевича Лермонтова. Жестокость и противоречие повседневной жизни отразились в поэмах автора через призму сознания романтически одинокой личности, обречённой на неминуемую смерть. Героический тип личности стал центральным в Лермонтовских поэмах, а лирическое начало играло не последнюю роль. Романтические поэмы автора совпали с популярностью «южных» поэм А.С. Пушкина. В них (поэмах) Лермонтов как бы творчески откликнулся на Пушкинское литературное послание обществу того времени. Попутно в поэмах Лермонтова прослеживается увлечение мятежной поэзией Байрона. И все первые романтические поэмы Михаила Юрьича были отражением тех или иных произов его любимых авторов. Но уже в кавказском цикле романтических поэм, к которым и относятся «Демон» и «Мцыри», начинает прослеживаться реальная основа образов и сюжетов. Лермонтов был хорошо знаком с фольклором Кавказа, с кавказскими обычаями, традициями и бытом, что несомненно нашло своё отражение в одной из его поэм – «Демон».
И всё же, несмотря на ярое увлечение Лермонтовым творчеством своего собрата по перу Байрона, лирический герой его кавказских поэм был несколько иным: это страстная, решительная, свободолюбивая («Мцыри») и волевая личность, наделённая настойчивостью и стремлением к достижению своей цели. Герои Лермонтовских поэм – горцы, кровно связанные со своим народом, и искренне любящие свою родину («Мцыри»). В своих поэмах Лермонтов стремился показать характер кавказского народа, несколько идеализируя его. В романтических поэмах Лермонтов противопоставляет своим безвольным современникам свободолюбивых людей Кавказа («Мцыри»).
Композиционное построение поэм – эпическое по своей основе – даёт последовательное и связное изложение событий, а так же здесь присутствует объективная манера изложения литературного материала.
Через всю творческую жизнь автора, прошли два центральных образа – как христианские ангел и демон, - ставших его постоянными спутниками в развитии творчества и воплотившиеся в двух его несомненно самых лучших, что в принципе то же – ложь, пиздёшь и провокация, романтических поэмах: «Мцыри» 1839 и «Демон» 1841, а по некоторым исследованиям – 1839 год. Два этих образа гармонично завершили развитие романтизма в творчестве Лермонтова.
Маскарад
Опорные образы лермонтовкой драмы - игра, бал и маскарад. В произведении игра сравнивается с жизнью. Бал - это еще одна метафора жизни. Маскарад тоже метафора жизни, но это жизнь под личиной, это в тоже время естественность и откровенность, которая обычной жизни не свойственна. Маскарадная маска - это антимаска. Баронесса именно в маске может позволить себе искренность. Маскарад предполагает выход из повседневной жизни, ему противостоит карточная игра. Игра - это соперничество и тоже отступление от правил, но взамен привычных правил выдвигаются другие – более низкие. Это нижний этаж - преисподняя. Тот, кто вступает в игру, отпадает от общества.
В свое время Арбенин втянул в игру неизвестного, также в начале втягивают Звездича и Арбенин помогает ему отыграться. Перед нами проходит процесс отчуждения от мира, человек который вступает в игру, но Арбенин из игры давно вышел: в его жизни теперь главное - любовь к жене. Однако подозрение в измене жены приводят его к новому ветку отчуждения. Маскарадность не позволяет обнаруживать свое неверие, если участвовать в маскараде человеку становится непосильно, то он должен решать свои проблемы на дуэли. Арбенин, однако, не собирается стреляться со Звездичем. Отказ от дуэли - это немыслимый поступок. Арбенин навязывает Звездичу свои правила, не дает ему восстановить честь законным путем. Игра и маскарад предполагают элемент неизвестности, которая связана с тайной судеб. Для главного героя же в игре уже нет никакой неизвестности, однако эта неизвестность подстерегает его. Все начинается с предостережения, затем история с браслетом, потом возвращение Нины и в финале появляется Неизвестный, который оказывается мстителем. Арбенин, который сам считает себя мстителем, оказывается жертвой собственной мести. Неизвестный воплощает высшую волю.
Проблема героя времени – проблема бездействия современного человека. Он не способен к какому-либо поступку и довольствуется лишь многочисленными рассуждениями. Свои мысли на этот счет Лермонтов изложил в своем стихотворении «Дума»
ДУМА
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Незаконченный роман «Вадим»
Вадим» - незаконченный юношеский роман. Это первый опыт Лермонтова в прозе. Относится к 1832- 1834 годам. Место действия Пензенская губерния, где рос поэт. Время повествования – крестьянские волнения 1774- 1775 годов. В центре романа- конфликт между обществом и человеком. Дворянин Вадим – горбун.
Во время Пугачевского восстания он, мстительный и одинокий, становится на сторону крестьян. Им движет желание отомстить за отца, обиженного и разоренного богатым помещиком Палицыным. Есть здесь и трогательный рассказ о том, как Вадим находит сестру, живущую у Палицыных из милости. Ряд сцен и эпизодов- подлинны, происходили с родными и знакомыми Лермонтова и рассказаны ими автору. Роман проникнут чувством глубокого протеста против насилия и рабства.
ЭКЛЕКТИЗМ (греч. eklektikos — способный выбирать, выбирающий) — соединение разнородных художественных элементов
28.Идейный смысл и художественное своеобразие «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова. Современные исследования о творчестве М.Ю.Лермонтова.На всем протяжении творческого пути М. Ю. Лер¬монтов обращался к жанру романтической поэмы. Одной из таких Поэм является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». «Песня про купца Калашникова» появилась в 1837 году, во время кавказской ссылки Лермонтова под свежим впечатлением гибели Пушкина. По жанру «Песня...» — историческая поэма в народном стиле. Доказано, что Лермонтов не опирался на какой-либо источник. Особенности композиции: зачин, рефрен и концовка (обращение гусляров к царю — связь с традициями устного народного творчества).
Высоко оценивая народную поэзию, поэт писал: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских пес¬нях». Его увлекали характер и лад русской былины, натолкнувшие поэта на мысль о создании произведе¬ния, в котором бы выразилась русская жизнь в знаме¬нательный период московской истории — царствова¬ние Ивана Грозного. Поэма близка народно-поэтиче-скому творчеству: повествование ведется от имени гусляров, хранителей преданий и народной памяти. Поэт обращается к устаревшим формам слов: «кудряву бороду», «на широку грудь»; к просторечным обо¬ротам: «мово верного слугу»; к традиционным обра-щениям: «Государь ты мой, красно солнышко». Оли¬цетворение является основным приемом автора («умывается снегами рассыпчатыми», «заря алая по¬дымается», «разметала кудри золотые»). Поэма изо¬билует постоянными эпитетами («добрый молодец», «удалой боец», «солнце красное»), постоянными сравнениями («ходит плавно — будто лебедушка»). Как и в народной песне М. Ю. Лермонтов использует подхваты:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору...;
анафоры:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...
В название поэмы заложена тема произведения. Отсюда и герои «Песни...» — личности могучие, яр¬кие и самобытные, каждый из которых — носитель романтической страсти.
Кирибеевич — «удалой боец», «буйный молодец» близок к героям былинного эпоса и народных песен. Но с этой же народной точки зрения Кирибеевич является «разбойником», укравшим семейное счастье купца Калашникова. В бесчувственного эгоиста его превратила обстановка вседозволенности, царская любовь и защита, а к тому же опричнина была далека от Бога и христианских заповедей.
Чувство собственного достоинства привлекает нас в «молодом купце», «статном молодце» Калашнико¬ве. Белинский сказал о нем, что это «... одна из тех же¬лезных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи да¬дут». Ведь вышел он «не шутки шутить», а насмерть биться. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Степан Парамонович встает против государственной системы. Он защищает чело-веческое достоинство русских людей. Калашников сознает личное и социальное достоинство, он мужест¬венен, честен, справедлив. В поединке в отличие от Кирибеевича он думает не только о себе, а защищает свою любовь, семью, честь жены. Моральную победу Калашников одержал, еще не вступив в бой с Кирибеевичем. О том, что эта победа имеет народное значе¬ние, говорит завершающая картина «безымянной мо¬гилки», вызывающая сочувствие в народе.
Первым оценил «Песню...» В. Г. Белинский, напи¬сав: «Песня... » представляет собою факт о кровном родстве духа поэта с народным духом и свидетельст¬вует об одном из богатейших элементов его поэзии, на¬мекающем на великость его таланта», «поэма Лер-монтова — создание мужественное, зрелое и столь же художественное, сколько и народное».
Творчество М.Ю. Лермонтова до сих пор представляет немало загадок для исследователей. Традиционный подход к изучению его текстов даёт положительные результаты только в совокупности с новыми достижениями в литературоведении, философии, истории, политологии, социологии, культурологии. Не выявлены в должной мере родовые, жанровые (песнь, баллада, элегии, повесть, эссе, послания, экспромты.) и стилевые изобразительно-выразительные средства его художественных произведений, хотя в этом виде исследования имеются определённые достижения.
Нельзя на современном этапе успешно исследовать произведения М.Ю. Лермонтова без учёта работ о нём критика В.Г. Белинского,1 без автора первой крупной монографии П.А. Висковатого,2 а также без фундаментальных исследований лермонтоведов С.А. Андреева-Кривича,3 И.Л. Андроникова,4 В.Н. Аношкиной,5 В.А. Архипова,6 Н.Л. Бродского.
Сравнительно полно изучено влияние русского устного поэтического творчества на наследие Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Бородино», «Спор», «Казачья колыбельная песня», «Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою.»), «Завещание», «Морская царевна»). Обычно исследователи упоминали о национальных элементах в творчестве писателя, но специального изучения воздействия русской жизни, национальйой культуры и искусства на формирование мировоззрения поэта не проводилось. Влияние же западноевропейской литературы, в частности,' таких крупнейших писателей, как Джордж Байрон, Генрих
Современные исследователи :
1. Дякина АА. Духовное наследие М.Ю. Лермонтова и поэзия серебряного века. - М., 2001.
2. Журавлёва А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики, - М.: Прогресс-Традиция, 2002.
3. Захаров В.А. Летопись жизни и творчества Лермонтова. - М.: Русская панорама. 2003.
4. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. Московский Государственный университет. 1997.
5. Щеблыкин И.П. Очерк жизни и литературного творчества. - М.: Русское слово, 2000.
6. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. -М., 2000. - С. 190. контексте русского национального самосознания в сопоставлениях с другими литературными школами и направлениями, в том числе и с западноевропейским искусством. Предметом изучения являются непосредственно поэзия, драматургия, проза и эпистолярное наследие Лермонтова.
7. Щеблыкин И.П. Грани великих дарований: новые подходы в изучении литературы,-Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2001. - С.87.
8. Архипов В.А. Лермонтов. Поэзия познания и действия. - М.: Московский рабочий, 1965.-С.316. национальную идею. Лермонтов, подобно губке, впитывал в себя все школы и направления, обогащался их идеями, оставаясь в понимании духовного самосознания всякий раз самим собой, «с русскою душой».
Вопрос 29. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Своеобразие романтического героя. Романтический конфликт. Композиция. Стиль. Идейный смысл.Романтическая поэма, написана в 1839 году.
Сюжет.
В основе поэмы — трагическая история мальчика-горца, который был пленён русским генералом. Тот повёз его с собой, но дорогой ребёнок заболел. Монахи ближайшего монастыря пожалели маленького пленника и оставили жить в обители, где он и вырос. Так юный Мцыри оказался обречён на жизнь вдали от отечества и «вдали от солнечного света», которая казалась ему жизнью узника. Мальчик всё время тосковал по родине. Однако постепенно подкидыш как будто привык к «плену», выучил чужой язык, готов принять иную традицию, где как ему кажется он чувствует себя своим, был окрещён и уже собирался принять монашеский обет. И в этот самый момент словно изнутри сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный душевный порыв, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом убегает из монастыря. Он бежит неведомо куда. Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестёр, братьев.
На свободе Мцыри был всего три дня. Но эти три дня приобретают для него особое значение. Казалось бы он так мало увидел в столь короткий срок. Он видит картины могучей кавказской природы, прекрасную грузинку, наполняющую у потока кувшин водой, и наконец, беспощадно сражается с могучим барсом. Все эти события — крохотные эпизоды, но впечатление такое что это человек проживает целую жизнь. За юным беглецом посылают погоню, которая не дала никаких результатов. Его находят совершенно случайно в окрестностях монастыря. Он лежит без сознания посреди степи.
Уже в обители Мцыри приходит в себя. Юноша истощён, но даже не прикасается к пище. Понимая, что его побег не удался, он сознательно приближает свою кончину. На все расспросы монастырских братьев отвечает молчанием. Путь к мятежной душе Мцыри находит лишь старый чернец, который его крестил. Видя, что его воспитанник не сегодня завтра умрёт, он хочет исповедовать юношу. Исповеднику Мцыри живо и ярко рассказывает о трёх днях, проведённые им на воле.
Мцыри, как романтический герой.
Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы "Мцыри".
В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, он почти полностью исключил любовный мотив. Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь. Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега - это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал.
Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться.
Побежденный, он духовно не сломлен. Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит.
Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою "душу" в рассказе - исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - "рассказать душу". Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман. Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. ("Однажды русский генерал...") Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
Черты романтизма.
Одна из черт романтических произведений – экзотика. Название поэмы непривычно для слуха русского читателя. Грузинское слово "мцыри" имеет двойной смысл. Оно может переводиться как "неслужащий монах", но может и означать "пришелец", "странник".
Образ центрального героя таинственен, на это указывает и двойной смысл названия. Неясно, из какого народа Мцыри происходит, где именно находится его родина, при каких обстоятельствах он попал в плен, что стало с его семьей, в финале поэмы непонятно, отчего именно он умирает. Таинственность – не единственная черта Мцыри. Герой необычайно смел, ловок и умён, он умеет видеть прекрасное, выражать мысли эмоционально и образно. Мцыри чуждо смирение, и именно поэтому он не смог бы стать монахом. Изображается герой вольный, мятежный, который даже перед лицом смерти не просит о прощении, а рай и вечность готов променять "за несколько минут / Между крутых и темных скал", в краю, где он играл ребенком.
Для романтического сюжета характерны мотивы изгнания или побега. Из привычных мест герой отправляется в места необычные: в незнакомые страны, в дикий лес, в фантастичсексий мир.
У Лермонтова герой бежит в родные места. Далекая родина кажется ему идеальным пространством. Душа Мцыри стремится "в тот чудный мир тревог и битв". Противопоставление свободы и несвободы подчёркивает романтическое двоемирие: всю жизнь герой провел в плену и всю жизнь стремился к свободе, символом которой стали дальние горы, "…где в тучах прячутся скалы,/ где люди вольны, как орлы". Мир свободы в поэме – мир дикой природы.
Кульминация поэмы - сражение с барсом. Романтики внимательно относились к фольклору, собирали легенды, заимствовали из них мотивы, образы. Сюжет борьбы с диким зверем (как правило, с тигром) характерен для грузинского фольклора. В произведении этот сюжет выглядит как борьба человека со стихией, борьба, заведомо обреченная на поражение, но от этого не менее напряженная. Финал битвы подчёркивает исключительность героя. Мцыри делает невозможное. Он побеждает.
Мотив борьбы, характерный для романтизма, определяет и характер образных средств поэмы. Так, одним из самых распространенных приёмов выразительности является противопоставление, антитеза. Противопоставлены воля–неволя, земля–небо, родина–чужбина, прошлое–настоящее, старость–молодость, тьма–свет, а, в конечном итоге, жизнь и смерть. Герой не боится смерти: главное для него – вкусить жизни, прожить жизнь краткую, но яркую, запоминающуюся, несмотря на то, что приобщение к такой жизни может привести к гибели. В этом и смысл эпиграфа: "Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю".
Композиция.
Композиция поэмы типична для романтических произведений: действие сосредоточено около одного героя, монолог-исповедь занимает центральное место; герой поставлен в необычную обстановку. Но в то же время в поэме есть и некоторые черты, отличающие её от обычных романтических поэм. Это своеобразие заключается в том, что в поэме нет ничего таинственного, недоговорённого. Начинается поэма с точного указания места действия. Затем автор даёт вступление, в котором подготовляет читателя к пониманию душевного состояния героя. Самая исповедь Мцыри, хотя и представляет собой взволнованную речь героя, в то же время последовательно и внутренне оправданно излагает всё им пережитое. Много места уделено картинам природы. Описания природы служат и для указания места действия, и для характеристики героя.
Язык «Мцыри» в основном типичен для романтической поэмы. Он обильно насыщен выразительными средствами: эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами, риторическими вопросами, восклицаниями» обращениями. Однако характер их иной, чем в ранних поэмах самого Лермонтова и в романтических поэмах его современников. В «Мцыри» заметно стремление поэта к более простому и точному языку, прямо называющему предметы.
Так, например, эпитеты не только передают восприятие поэтом предметов и явлений окружающего мира, но и содержат точное определение их: «голубой дымок», «гибкие кусты», «сухой бурьян», «прозрачная зелень листов» и т. д. Метафорические эпитеты в большинстве своём окрашены душевными настроениями и передают отношение Мцыри к предметам и явлениям жизни: «милая страна», «чудный мир тревог и битв», «седой незыблемый Кавказ», «бурное сердце», «упрямая груда камней». Метафоры и сравнения приобретают точное смысловое значение и служат средством выражения сильных, напряжённых душевных переживаний героя, ярче раскрывают его характер.
30.Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». Лермонтовская интерпретация «демонической» традиции. Универсальный скептицизм и максимализм, богоборчество и космизм в поэме.«Де́мон» (1829—1839)
• Лермонтовская интерпретация «демонической» традиции.
дЕМОНИ́ЗМ, восходящее к библ. мифологии обозначение отношения к миру, предельная цель к-рого — разрушение существующих духовных и материальных ценностей, вплоть до обращения мира в ничто.
Лермонтовский Демонизм проявляется многообразно, хотя явственно прослеживаются два типа его интерпретации. Во-первых, Демонизм изображается как явление общечеловеческое, облеченное в тона высокой филос. рефлексии (образ Демона в разных редакциях одноим. поэмы, стих. «Мой демон», «1831-го июня 11 дня», в значит. степени роман «Вадим» — видимо, об этом романе Л. писал как о «произведении, полном отчаяния...», — и далее, вплоть до баллады «Тамара»). Во-вторых, Демонизм представляется в сниженном, подчеркнуто конкретном виде, в условиях совр. поэту России (юношеская драма «Два брата», «Маскарад», «Герой нашего времени»). Но в обоих случаях все действия демонич. героя Л. являются результатом его единоличного суда над миром; зло, несомое в мир, выступает как ответ на людскую несправедливость, а в пределе — на несправедливость бога).
Изначальная движущая сила поступков демонич. героя, повод для их совершения — личная месть, к-рая имеет в виду и более дальнюю цель, выступая как месть судьбе, творцу. Демонизм поэтому всегда стремится принять филос. окраску.
Впрочем, борьба Л. с Д. имеет свои подъемы и спады. «Демонический характер в изображении Лермонтова всегда имеет одну и ту же предысторию: он начинает либо верой в добро и высокие идеалы, либо необузданной жаждой жизни и кончает холодным ожесточением» [Гинзбург (1), с. 37]. Но ожесточение приносит страдания не только другим людям, но и самому демонич. герою, ибо совершая зло, он хочет при этом, чтобы его любили, и нелюбовь воспринимает как тяжелую обиду («За что они все меня ненавидят?» — спрашивает Печорин). Поэтому демонич. герой постоянно обращается к своим «лучшим годам». «Погибшее прошлое» для него — время полноты бытия и веры в возможность познания мира, не отравленной сомнением. Восстановление первонач. идиллии — острое желание героя, причем речь, разумеется, идет о высокой философской идиллии: «Хочу я с небом примириться, / Хочу любить, хочу молиться, / Хочу я веровать добру» («Демон»).
Однако подобное желание неосуществимо: идиллия есть конечный результат созидания, гармонич. единения людей друг с другом, с природой, а демонич. герой устранился от какого бы то ни было сотворчества, отрезал себе пути к нему. Отсюда — его попытки возвратиться в мир, от к-рого он отрекся, тщетность этих попыток и еще большее озлобление против мира.
• Единственной безотносительной реальностью для Демона является его скептицизм, потребность подвергать все сомнению: «моя печаль бессменно тут, и ей конца, как мне, не будет». Поэтому его удел — не «победа», не гармоническое удовлетворение познанным, а «вечный бой». Но скептицизм Демона не похож на разъедающий, холодный скепсис Мефистофеля. Герой Лермонтова гораздо ближе по своему внутреннему миру Фаусту, чем собрату — злому духу гетевской трагедии. Весь смысл психологической характеристики Демона — в объективной невозможности для него сказать: «мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой». И основной конфликт поэмы строится именно на крушении великой иллюзии о «чудном мгновенье» красоты и гармонии в жизни героя, о возможности для него «забыться и заснуть» на своем вечном пути.В своем вечном стремлении к познанью, подвергающем сомнению каждую из общепринятых относительных истин, Демон перестает быть только «духом времени» и становится «героем времени», героем 30-х годов XIX столетия в России.
Демон весь — в поисках «краеугольного камня нравственному бытию» и в поисках этого краеугольного камня подвергает сомнению все привычные, устоявшиеся, переродившиеся в предрассудки истины. Его скептицизм раскрывается перед нами как неизбежная форма духовных исканий в переходные эпохи, подобные 30-м годам XIX в.
Глубина натуры и гордость духа, неудовлетворенная жажда познанья, причиняющая страдания герою, — все эти психологические особенности, подмеченные Герценом и Белинским в лучших своих современниках, воплотились в характере лермонтовского героя. «Земная» общественная основа переживаний Демона убеждает нас в том, что эта поэма — своеобразный итог дум Лермонтова о своем времени, о судьбе своего поколения. И скептицизм Демона — могучее, действенное орудие отрицания современности, одно из свидетельств непримиримого отношения самого поэта и его любимых героев к постылой действительности николаевской России.
Однако скептицизм Демона, как и скептицизм Печорина, — оружие обоюдоострое. И дело не только в том, что скептицизм, как говорил Белинский, не только «слово великое», но и «слово пошлое», что Печорин время от времени с досадой и озлоблением узнает в Грушницком самого себя. Двойственная природа скептицизма Демона — иная, чем у Печорина. Мысль Демона то и дело отрывается от земли, от реальности, от настоящего, высокомерно отказываясь от постижения, пускай конечной, пусть несовершенной, но живой и бесспорной жизненной конкретности, заключенной в промежутке между «прошедшим» и «грядущим», о которых так много размышляет Демон. Он до такой степени презрительно относится к несовершенному бытию человечества и к стихийной жизни природы, что не дает себе труда задуматься над реальностью, живущей в настоящем времени, имеющей свои законы, свои права. При взгляде Демона на «дикий» и «чудный» мир природы «на челе его высоком не отразилось ничего». Он вынес «неполной радости земной», конечному человеческому бытию обвинительный приговор: «все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел». Его пытливая мысль, могучая в сфере абстракций, исполнена априорного высокомерия по отношению к действительности, ограниченной рамками настоящего. И «живая жизнь», презренная Демоном, мстит ему за себя.
БОГОБО́РЧЕСКИЕ МОТИ́ВЫ в творчестве Л., парадоксально, но закономерно сосуществующие с религиозными мотивами, отражают напряженные искания поэта, стремившегося «через мышления и годы» постичь и уяснить связь индивидуального бытия с судьбами человечества и законами мироздания. Бунт Л. против бога основан на неприятии коренных, неколебимых законов мироздания — отсюда сила и мощь его богоборч. настроений. Б. м. поэта зачастую отождествляют с антиклерик. мотивами. Различать их (несмотря на связь между ними) методологически необходимо. Их отождествление ведет к вульгаризации и упрощению филос. позиции Л. Антиклерик. мотивы, воплотившиеся в емком, ключевом лермонт. образе монастыря-тюрьмы («Исповедь», «Вадим», «Боярин Орша», «Мцыри»), связаны в первую очередь с социально-политич. аспектами творчества Л.
Богоборчество, как оно осознается поэтом, — поединок равных: «Всесильный» властен над земным жребием поэта и других людей, но «душа», живая и вопрошающая, сопротивляется и остается непримиренной. В напряженности личного самосознания, уравнивающего человеческое «Я» с божеств. промыслом, — отличие лермонт. богоборчества от его возможных библ. прообразов. Непримиримость богоборч. настроений в творчестве Л. могла быть порождена лишь сознанием человека нового времени, мучительно ищущего своего пути в трагич. лабиринте истории человечества.
Вообще сознанию Л. чуждо понятие о божеств. милосердии. Д. С. Мережковский подметил полное или почти полное отсутствие имени Христа в соч. Л. Одно из редких исключений — ироническое «я люблю врагов, хотя не по-христиански» в «Герое...». Настроение смирения и всепрощения, всеобщая «неизбирательная» любовь остались Л., по-видимому, глубоко чужды. Говоря о религ. мотивах в творчестве поэта, тесно связанных с богоборческими, иной раз упоминают о пантеизме Л. В целом пантеизм — скорее всего в силу «безликости» божественного и человеческого начал, растворенных в природе, нехарактерен для умонастроения и творчества поэта. Обычно у Л. бог и природа, оказываясь союзниками, противостоят мятежному «вечному ропоту» человеческого «Я». Особенно четко просматривается оппозиция бог, природа — человек в позднем творчестве Л. (см. завершающие ред. «Демона», «Мцыри»: «И все природы голоса / Сливались тут. Не раздался / В торжественный хваленья час / Лишь человека гордый глас»). В поздних ред. «Демона» бог, равнодушный к «толпе людской», к ее «страстям» и страданиям, — создатель столь же равнодушной в своей красоте и покое природы (Демон «презирал и ненавидел» природу как «творенье бога своего», как воплощение божеств. начала). Высшее проявление гармонии природы — «хоры стройные светил» становятся в поэме символом безучастия, отрешенности от человеческого «боренья дум»: «Час разлуки, час свиданья / Им ни радость, ни печаль; / Им в грядущем нет желанья, / И прошедшего не жаль... / Будь к земному без участья / И беспечна, как они!» Красота природы отравлена для Л. отблеском божеств. равнодушия — так Б. м. окрашивают и столь важные в лермонт. поэзии «природные» образы.
Б. м. не являются для Л. чем-то случайным. Они органично пронизывают всю ткань его творчества, разнообразно воплощаясь в самых выстраданных, глубоких и задушевных творениях поэта. Метафизич. бунтарство Л. с его бесстрашием духа, мужеств. неприятием несовершенства мира уникально, необычно по силе и масштабу даже для рус. классики с ее неизменно глубоким интересом к коренным проблемам человеческого бытия.
Жанры: Философский монолог; лирический дневник, лирический монолог, исповедь.
- Проявляется идеализация демонического начала или концепция великого зла: «Мой демон»: «Собранье зол его стихия;» «Ему смешны слова привета И всякий верящий смешон; Он чужд любви и сожаленья,» «И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня И ум мой озарять он станет Лучем чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав предчувствия блаженства, Не даст мне счастья никогда».
- Максимализм, мотив вселенского одиночества, неприятия мира
- Нет темы дружбы
- для его лир. героя характерно стремление к вечному и неприятие мира. гер противоречив: «Молитва» 29 «За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; …За то, что мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь».
- философичность
- антиномичность (вера – чувства, чувства – разум)
- Политических мотивов очень мало: «Жалобы турка.» (Письмо. Другу иностранцу) 29 - тема свободы в фольк смысле, т.е. воли. «…Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! этот край… моя отчизна!».
-Избранничество, особое предназначение (у Пушкина такого не было)
- Любовные мотивы (Психологический образ возлюбленной!): 1. Екатерине Сушковой (кузина, потом отомстил). «К Сушковой» 30 «разлуки первый звук Меня заставил трепетать; Нет, нет, он не предвестник мук; Я не люблю - зачем скрывать!», «Благодарю» 30 «О, пусть холодность мне твой взор укажет, Пусть он убьет надежды и мечты И все, что в сердце возродила ты; Душа моя тебе тогда лишь скажет: Благодарю!», «Нищий» 30
2. Ивановский цикл (видим псих портрет возлюбл. гл св-во – влюбчивость). Здесь возникает мотив мести: «Я не унижусь пред тобою». 3. Варвара Лопухина (подруга детства. побледнел, когда узнал о ее женитьбе. нет мотива коварной красавицы, мести). «Она не гордой красотою…» 32 «…Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых…. И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей.», «Мы случайно сведены судьбою…» 32 «Мы себя нашли один в другом,И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоем!» + валерик и один из списков Демона. – все целомудренно, трепетно, душевно.
Нищий, Одиночество, Поцелуями раньше считал.
Романтические поэмы
«Романтические поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова («Мцыри» и «Демон»).
«Мцыри» и «Демон» считаются одними из самых зрелых произов Михаила Юрьевича Лермонтова. Жестокость и противоречие повседневной жизни отразились в поэмах автора через призму сознания романтически одинокой личности, обречённой на неминуемую смерть. Героический тип личности стал центральным в Лермонтовских поэмах, а лирическое начало играло не последнюю роль. Романтические поэмы автора совпали с популярностью «южных» поэм А.С. Пушкина. В них (поэмах) Лермонтов как бы творчески откликнулся на Пушкинское литературное послание обществу того времени. Попутно в поэмах Лермонтова прослеживается увлечение мятежной поэзией Байрона. И все первые романтические поэмы Михаила Юрьича были отражением тех или иных произов его любимых авторов. Но уже в кавказском цикле романтических поэм, к которым и относятся «Демон» и «Мцыри», начинает прослеживаться реальная основа образов и сюжетов. Лермонтов был хорошо знаком с фольклором Кавказа, с кавказскими обычаями, традициями и бытом, что несомненно нашло своё отражение в одной из его поэм – «Демон».
И всё же, несмотря на ярое увлечение Лермонтовым творчеством своего собрата по перу Байрона, лирический герой его кавказских поэм был несколько иным: это страстная, решительная, свободолюбивая («Мцыри») и волевая личность, наделённая настойчивостью и стремлением к достижению своей цели. Герои Лермонтовских поэм – горцы, кровно связанные со своим народом, и искренне любящие свою родину («Мцыри»). В своих поэмах Лермонтов стремился показать характер кавказского народа, несколько идеализируя его. В романтических поэмах Лермонтов противопоставляет своим безвольным современникам свободолюбивых людей Кавказа («Мцыри»).
Композиционное построение поэм – эпическое по своей основе – даёт последовательное и связное изложение событий, а так же здесь присутствует объективная манера изложения литературного материала.
Через всю творческую жизнь автора, прошли два центральных образа – как христианские ангел и демон, - ставших его постоянными спутниками в развитии творчества и воплотившиеся в двух его несомненно самых лучших, что в принципе то же – ложь, пиздёшь и провокация, романтических поэмах: «Мцыри» 1839 и «Демон» 1841, а по некоторым исследованиям – 1839 год. Два этих образа гармонично завершили развитие романтизма в творчестве Лермонтова.
Маскарад
Опорные образы лермонтовкой драмы - игра, бал и маскарад. В произведении игра сравнивается с жизнью. Бал - это еще одна метафора жизни. Маскарад тоже метафора жизни, но это жизнь под личиной, это в тоже время естественность и откровенность, которая обычной жизни не свойственна. Маскарадная маска - это антимаска. Баронесса именно в маске может позволить себе искренность. Маскарад предполагает выход из повседневной жизни, ему противостоит карточная игра. Игра - это соперничество и тоже отступление от правил, но взамен привычных правил выдвигаются другие – более низкие. Это нижний этаж - преисподняя. Тот, кто вступает в игру, отпадает от общества.
В свое время Арбенин втянул в игру неизвестного, также в начале втягивают Звездича и Арбенин помогает ему отыграться. Перед нами проходит процесс отчуждения от мира, человек который вступает в игру, но Арбенин из игры давно вышел: в его жизни теперь главное - любовь к жене. Однако подозрение в измене жены приводят его к новому ветку отчуждения. Маскарадность не позволяет обнаруживать свое неверие, если участвовать в маскараде человеку становится непосильно, то он должен решать свои проблемы на дуэли. Арбенин, однако, не собирается стреляться со Звездичем. Отказ от дуэли - это немыслимый поступок. Арбенин навязывает Звездичу свои правила, не дает ему восстановить честь законным путем. Игра и маскарад предполагают элемент неизвестности, которая связана с тайной судеб. Для главного героя же в игре уже нет никакой неизвестности, однако эта неизвестность подстерегает его. Все начинается с предостережения, затем история с браслетом, потом возвращение Нины и в финале появляется Неизвестный, который оказывается мстителем. Арбенин, который сам считает себя мстителем, оказывается жертвой собственной мести. Неизвестный воплощает высшую волю.
Проблема героя времени – проблема бездействия современного человека. Он не способен к какому-либо поступку и довольствуется лишь многочисленными рассуждениями. Свои мысли на этот счет Лермонтов изложил в своем стихотворении «Дума»
ДУМА
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Незаконченный роман «Вадим»
Вадим» - незаконченный юношеский роман. Это первый опыт Лермонтова в прозе. Относится к 1832- 1834 годам. Место действия Пензенская губерния, где рос поэт. Время повествования – крестьянские волнения 1774- 1775 годов. В центре романа- конфликт между обществом и человеком. Дворянин Вадим – горбун.
Во время Пугачевского восстания он, мстительный и одинокий, становится на сторону крестьян. Им движет желание отомстить за отца, обиженного и разоренного богатым помещиком Палицыным. Есть здесь и трогательный рассказ о том, как Вадим находит сестру, живущую у Палицыных из милости. Ряд сцен и эпизодов- подлинны, происходили с родными и знакомыми Лермонтова и рассказаны ими автору. Роман проникнут чувством глубокого протеста против насилия и рабства.
ЭКЛЕКТИЗМ (греч. eklektikos — способный выбирать, выбирающий) — соединение разнородных художественных элементов
28.Идейный смысл и художественное своеобразие «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова. Современные исследования о творчестве М.Ю.Лермонтова.На всем протяжении творческого пути М. Ю. Лер¬монтов обращался к жанру романтической поэмы. Одной из таких Поэм является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». «Песня про купца Калашникова» появилась в 1837 году, во время кавказской ссылки Лермонтова под свежим впечатлением гибели Пушкина. По жанру «Песня...» — историческая поэма в народном стиле. Доказано, что Лермонтов не опирался на какой-либо источник. Особенности композиции: зачин, рефрен и концовка (обращение гусляров к царю — связь с традициями устного народного творчества).
Высоко оценивая народную поэзию, поэт писал: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских пес¬нях». Его увлекали характер и лад русской былины, натолкнувшие поэта на мысль о создании произведе¬ния, в котором бы выразилась русская жизнь в знаме¬нательный период московской истории — царствова¬ние Ивана Грозного. Поэма близка народно-поэтиче-скому творчеству: повествование ведется от имени гусляров, хранителей преданий и народной памяти. Поэт обращается к устаревшим формам слов: «кудряву бороду», «на широку грудь»; к просторечным обо¬ротам: «мово верного слугу»; к традиционным обра-щениям: «Государь ты мой, красно солнышко». Оли¬цетворение является основным приемом автора («умывается снегами рассыпчатыми», «заря алая по¬дымается», «разметала кудри золотые»). Поэма изо¬билует постоянными эпитетами («добрый молодец», «удалой боец», «солнце красное»), постоянными сравнениями («ходит плавно — будто лебедушка»). Как и в народной песне М. Ю. Лермонтов использует подхваты:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору...;
анафоры:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...
В название поэмы заложена тема произведения. Отсюда и герои «Песни...» — личности могучие, яр¬кие и самобытные, каждый из которых — носитель романтической страсти.
Кирибеевич — «удалой боец», «буйный молодец» близок к героям былинного эпоса и народных песен. Но с этой же народной точки зрения Кирибеевич является «разбойником», укравшим семейное счастье купца Калашникова. В бесчувственного эгоиста его превратила обстановка вседозволенности, царская любовь и защита, а к тому же опричнина была далека от Бога и христианских заповедей.
Чувство собственного достоинства привлекает нас в «молодом купце», «статном молодце» Калашнико¬ве. Белинский сказал о нем, что это «... одна из тех же¬лезных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи да¬дут». Ведь вышел он «не шутки шутить», а насмерть биться. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Степан Парамонович встает против государственной системы. Он защищает чело-веческое достоинство русских людей. Калашников сознает личное и социальное достоинство, он мужест¬венен, честен, справедлив. В поединке в отличие от Кирибеевича он думает не только о себе, а защищает свою любовь, семью, честь жены. Моральную победу Калашников одержал, еще не вступив в бой с Кирибеевичем. О том, что эта победа имеет народное значе¬ние, говорит завершающая картина «безымянной мо¬гилки», вызывающая сочувствие в народе.
Первым оценил «Песню...» В. Г. Белинский, напи¬сав: «Песня... » представляет собою факт о кровном родстве духа поэта с народным духом и свидетельст¬вует об одном из богатейших элементов его поэзии, на¬мекающем на великость его таланта», «поэма Лер-монтова — создание мужественное, зрелое и столь же художественное, сколько и народное».
Творчество М.Ю. Лермонтова до сих пор представляет немало загадок для исследователей. Традиционный подход к изучению его текстов даёт положительные результаты только в совокупности с новыми достижениями в литературоведении, философии, истории, политологии, социологии, культурологии. Не выявлены в должной мере родовые, жанровые (песнь, баллада, элегии, повесть, эссе, послания, экспромты.) и стилевые изобразительно-выразительные средства его художественных произведений, хотя в этом виде исследования имеются определённые достижения.
Нельзя на современном этапе успешно исследовать произведения М.Ю. Лермонтова без учёта работ о нём критика В.Г. Белинского,1 без автора первой крупной монографии П.А. Висковатого,2 а также без фундаментальных исследований лермонтоведов С.А. Андреева-Кривича,3 И.Л. Андроникова,4 В.Н. Аношкиной,5 В.А. Архипова,6 Н.Л. Бродского.
Сравнительно полно изучено влияние русского устного поэтического творчества на наследие Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Бородино», «Спор», «Казачья колыбельная песня», «Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою.»), «Завещание», «Морская царевна»). Обычно исследователи упоминали о национальных элементах в творчестве писателя, но специального изучения воздействия русской жизни, национальйой культуры и искусства на формирование мировоззрения поэта не проводилось. Влияние же западноевропейской литературы, в частности,' таких крупнейших писателей, как Джордж Байрон, Генрих
Современные исследователи :
1. Дякина АА. Духовное наследие М.Ю. Лермонтова и поэзия серебряного века. - М., 2001.
2. Журавлёва А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики, - М.: Прогресс-Традиция, 2002.
3. Захаров В.А. Летопись жизни и творчества Лермонтова. - М.: Русская панорама. 2003.
4. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. Московский Государственный университет. 1997.
5. Щеблыкин И.П. Очерк жизни и литературного творчества. - М.: Русское слово, 2000.
6. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. -М., 2000. - С. 190. контексте русского национального самосознания в сопоставлениях с другими литературными школами и направлениями, в том числе и с западноевропейским искусством. Предметом изучения являются непосредственно поэзия, драматургия, проза и эпистолярное наследие Лермонтова.
7. Щеблыкин И.П. Грани великих дарований: новые подходы в изучении литературы,-Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2001. - С.87.
8. Архипов В.А. Лермонтов. Поэзия познания и действия. - М.: Московский рабочий, 1965.-С.316. национальную идею. Лермонтов, подобно губке, впитывал в себя все школы и направления, обогащался их идеями, оставаясь в понимании духовного самосознания всякий раз самим собой, «с русскою душой».
Вопрос 29. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Своеобразие романтического героя. Романтический конфликт. Композиция. Стиль. Идейный смысл.Романтическая поэма, написана в 1839 году.
Сюжет.
В основе поэмы — трагическая история мальчика-горца, который был пленён русским генералом. Тот повёз его с собой, но дорогой ребёнок заболел. Монахи ближайшего монастыря пожалели маленького пленника и оставили жить в обители, где он и вырос. Так юный Мцыри оказался обречён на жизнь вдали от отечества и «вдали от солнечного света», которая казалась ему жизнью узника. Мальчик всё время тосковал по родине. Однако постепенно подкидыш как будто привык к «плену», выучил чужой язык, готов принять иную традицию, где как ему кажется он чувствует себя своим, был окрещён и уже собирался принять монашеский обет. И в этот самый момент словно изнутри сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный душевный порыв, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом убегает из монастыря. Он бежит неведомо куда. Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестёр, братьев.
На свободе Мцыри был всего три дня. Но эти три дня приобретают для него особое значение. Казалось бы он так мало увидел в столь короткий срок. Он видит картины могучей кавказской природы, прекрасную грузинку, наполняющую у потока кувшин водой, и наконец, беспощадно сражается с могучим барсом. Все эти события — крохотные эпизоды, но впечатление такое что это человек проживает целую жизнь. За юным беглецом посылают погоню, которая не дала никаких результатов. Его находят совершенно случайно в окрестностях монастыря. Он лежит без сознания посреди степи.
Уже в обители Мцыри приходит в себя. Юноша истощён, но даже не прикасается к пище. Понимая, что его побег не удался, он сознательно приближает свою кончину. На все расспросы монастырских братьев отвечает молчанием. Путь к мятежной душе Мцыри находит лишь старый чернец, который его крестил. Видя, что его воспитанник не сегодня завтра умрёт, он хочет исповедовать юношу. Исповеднику Мцыри живо и ярко рассказывает о трёх днях, проведённые им на воле.
Мцыри, как романтический герой.
Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы "Мцыри".
В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, он почти полностью исключил любовный мотив. Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь. Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега - это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал.
Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться.
Побежденный, он духовно не сломлен. Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит.
Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою "душу" в рассказе - исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - "рассказать душу". Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман. Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. ("Однажды русский генерал...") Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
Черты романтизма.
Одна из черт романтических произведений – экзотика. Название поэмы непривычно для слуха русского читателя. Грузинское слово "мцыри" имеет двойной смысл. Оно может переводиться как "неслужащий монах", но может и означать "пришелец", "странник".
Образ центрального героя таинственен, на это указывает и двойной смысл названия. Неясно, из какого народа Мцыри происходит, где именно находится его родина, при каких обстоятельствах он попал в плен, что стало с его семьей, в финале поэмы непонятно, отчего именно он умирает. Таинственность – не единственная черта Мцыри. Герой необычайно смел, ловок и умён, он умеет видеть прекрасное, выражать мысли эмоционально и образно. Мцыри чуждо смирение, и именно поэтому он не смог бы стать монахом. Изображается герой вольный, мятежный, который даже перед лицом смерти не просит о прощении, а рай и вечность готов променять "за несколько минут / Между крутых и темных скал", в краю, где он играл ребенком.
Для романтического сюжета характерны мотивы изгнания или побега. Из привычных мест герой отправляется в места необычные: в незнакомые страны, в дикий лес, в фантастичсексий мир.
У Лермонтова герой бежит в родные места. Далекая родина кажется ему идеальным пространством. Душа Мцыри стремится "в тот чудный мир тревог и битв". Противопоставление свободы и несвободы подчёркивает романтическое двоемирие: всю жизнь герой провел в плену и всю жизнь стремился к свободе, символом которой стали дальние горы, "…где в тучах прячутся скалы,/ где люди вольны, как орлы". Мир свободы в поэме – мир дикой природы.
Кульминация поэмы - сражение с барсом. Романтики внимательно относились к фольклору, собирали легенды, заимствовали из них мотивы, образы. Сюжет борьбы с диким зверем (как правило, с тигром) характерен для грузинского фольклора. В произведении этот сюжет выглядит как борьба человека со стихией, борьба, заведомо обреченная на поражение, но от этого не менее напряженная. Финал битвы подчёркивает исключительность героя. Мцыри делает невозможное. Он побеждает.
Мотив борьбы, характерный для романтизма, определяет и характер образных средств поэмы. Так, одним из самых распространенных приёмов выразительности является противопоставление, антитеза. Противопоставлены воля–неволя, земля–небо, родина–чужбина, прошлое–настоящее, старость–молодость, тьма–свет, а, в конечном итоге, жизнь и смерть. Герой не боится смерти: главное для него – вкусить жизни, прожить жизнь краткую, но яркую, запоминающуюся, несмотря на то, что приобщение к такой жизни может привести к гибели. В этом и смысл эпиграфа: "Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю".
Композиция.
Композиция поэмы типична для романтических произведений: действие сосредоточено около одного героя, монолог-исповедь занимает центральное место; герой поставлен в необычную обстановку. Но в то же время в поэме есть и некоторые черты, отличающие её от обычных романтических поэм. Это своеобразие заключается в том, что в поэме нет ничего таинственного, недоговорённого. Начинается поэма с точного указания места действия. Затем автор даёт вступление, в котором подготовляет читателя к пониманию душевного состояния героя. Самая исповедь Мцыри, хотя и представляет собой взволнованную речь героя, в то же время последовательно и внутренне оправданно излагает всё им пережитое. Много места уделено картинам природы. Описания природы служат и для указания места действия, и для характеристики героя.
Язык «Мцыри» в основном типичен для романтической поэмы. Он обильно насыщен выразительными средствами: эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами, риторическими вопросами, восклицаниями» обращениями. Однако характер их иной, чем в ранних поэмах самого Лермонтова и в романтических поэмах его современников. В «Мцыри» заметно стремление поэта к более простому и точному языку, прямо называющему предметы.
Так, например, эпитеты не только передают восприятие поэтом предметов и явлений окружающего мира, но и содержат точное определение их: «голубой дымок», «гибкие кусты», «сухой бурьян», «прозрачная зелень листов» и т. д. Метафорические эпитеты в большинстве своём окрашены душевными настроениями и передают отношение Мцыри к предметам и явлениям жизни: «милая страна», «чудный мир тревог и битв», «седой незыблемый Кавказ», «бурное сердце», «упрямая груда камней». Метафоры и сравнения приобретают точное смысловое значение и служат средством выражения сильных, напряжённых душевных переживаний героя, ярче раскрывают его характер.
30.Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». Лермонтовская интерпретация «демонической» традиции. Универсальный скептицизм и максимализм, богоборчество и космизм в поэме.«Де́мон» (1829—1839)
• Лермонтовская интерпретация «демонической» традиции.
дЕМОНИ́ЗМ, восходящее к библ. мифологии обозначение отношения к миру, предельная цель к-рого — разрушение существующих духовных и материальных ценностей, вплоть до обращения мира в ничто.
Лермонтовский Демонизм проявляется многообразно, хотя явственно прослеживаются два типа его интерпретации. Во-первых, Демонизм изображается как явление общечеловеческое, облеченное в тона высокой филос. рефлексии (образ Демона в разных редакциях одноим. поэмы, стих. «Мой демон», «1831-го июня 11 дня», в значит. степени роман «Вадим» — видимо, об этом романе Л. писал как о «произведении, полном отчаяния...», — и далее, вплоть до баллады «Тамара»). Во-вторых, Демонизм представляется в сниженном, подчеркнуто конкретном виде, в условиях совр. поэту России (юношеская драма «Два брата», «Маскарад», «Герой нашего времени»). Но в обоих случаях все действия демонич. героя Л. являются результатом его единоличного суда над миром; зло, несомое в мир, выступает как ответ на людскую несправедливость, а в пределе — на несправедливость бога).
Изначальная движущая сила поступков демонич. героя, повод для их совершения — личная месть, к-рая имеет в виду и более дальнюю цель, выступая как месть судьбе, творцу. Демонизм поэтому всегда стремится принять филос. окраску.
Впрочем, борьба Л. с Д. имеет свои подъемы и спады. «Демонический характер в изображении Лермонтова всегда имеет одну и ту же предысторию: он начинает либо верой в добро и высокие идеалы, либо необузданной жаждой жизни и кончает холодным ожесточением» [Гинзбург (1), с. 37]. Но ожесточение приносит страдания не только другим людям, но и самому демонич. герою, ибо совершая зло, он хочет при этом, чтобы его любили, и нелюбовь воспринимает как тяжелую обиду («За что они все меня ненавидят?» — спрашивает Печорин). Поэтому демонич. герой постоянно обращается к своим «лучшим годам». «Погибшее прошлое» для него — время полноты бытия и веры в возможность познания мира, не отравленной сомнением. Восстановление первонач. идиллии — острое желание героя, причем речь, разумеется, идет о высокой философской идиллии: «Хочу я с небом примириться, / Хочу любить, хочу молиться, / Хочу я веровать добру» («Демон»).
Однако подобное желание неосуществимо: идиллия есть конечный результат созидания, гармонич. единения людей друг с другом, с природой, а демонич. герой устранился от какого бы то ни было сотворчества, отрезал себе пути к нему. Отсюда — его попытки возвратиться в мир, от к-рого он отрекся, тщетность этих попыток и еще большее озлобление против мира.
• Единственной безотносительной реальностью для Демона является его скептицизм, потребность подвергать все сомнению: «моя печаль бессменно тут, и ей конца, как мне, не будет». Поэтому его удел — не «победа», не гармоническое удовлетворение познанным, а «вечный бой». Но скептицизм Демона не похож на разъедающий, холодный скепсис Мефистофеля. Герой Лермонтова гораздо ближе по своему внутреннему миру Фаусту, чем собрату — злому духу гетевской трагедии. Весь смысл психологической характеристики Демона — в объективной невозможности для него сказать: «мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой». И основной конфликт поэмы строится именно на крушении великой иллюзии о «чудном мгновенье» красоты и гармонии в жизни героя, о возможности для него «забыться и заснуть» на своем вечном пути.В своем вечном стремлении к познанью, подвергающем сомнению каждую из общепринятых относительных истин, Демон перестает быть только «духом времени» и становится «героем времени», героем 30-х годов XIX столетия в России.
Демон весь — в поисках «краеугольного камня нравственному бытию» и в поисках этого краеугольного камня подвергает сомнению все привычные, устоявшиеся, переродившиеся в предрассудки истины. Его скептицизм раскрывается перед нами как неизбежная форма духовных исканий в переходные эпохи, подобные 30-м годам XIX в.
Глубина натуры и гордость духа, неудовлетворенная жажда познанья, причиняющая страдания герою, — все эти психологические особенности, подмеченные Герценом и Белинским в лучших своих современниках, воплотились в характере лермонтовского героя. «Земная» общественная основа переживаний Демона убеждает нас в том, что эта поэма — своеобразный итог дум Лермонтова о своем времени, о судьбе своего поколения. И скептицизм Демона — могучее, действенное орудие отрицания современности, одно из свидетельств непримиримого отношения самого поэта и его любимых героев к постылой действительности николаевской России.
Однако скептицизм Демона, как и скептицизм Печорина, — оружие обоюдоострое. И дело не только в том, что скептицизм, как говорил Белинский, не только «слово великое», но и «слово пошлое», что Печорин время от времени с досадой и озлоблением узнает в Грушницком самого себя. Двойственная природа скептицизма Демона — иная, чем у Печорина. Мысль Демона то и дело отрывается от земли, от реальности, от настоящего, высокомерно отказываясь от постижения, пускай конечной, пусть несовершенной, но живой и бесспорной жизненной конкретности, заключенной в промежутке между «прошедшим» и «грядущим», о которых так много размышляет Демон. Он до такой степени презрительно относится к несовершенному бытию человечества и к стихийной жизни природы, что не дает себе труда задуматься над реальностью, живущей в настоящем времени, имеющей свои законы, свои права. При взгляде Демона на «дикий» и «чудный» мир природы «на челе его высоком не отразилось ничего». Он вынес «неполной радости земной», конечному человеческому бытию обвинительный приговор: «все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел». Его пытливая мысль, могучая в сфере абстракций, исполнена априорного высокомерия по отношению к действительности, ограниченной рамками настоящего. И «живая жизнь», презренная Демоном, мстит ему за себя.
БОГОБО́РЧЕСКИЕ МОТИ́ВЫ в творчестве Л., парадоксально, но закономерно сосуществующие с религиозными мотивами, отражают напряженные искания поэта, стремившегося «через мышления и годы» постичь и уяснить связь индивидуального бытия с судьбами человечества и законами мироздания. Бунт Л. против бога основан на неприятии коренных, неколебимых законов мироздания — отсюда сила и мощь его богоборч. настроений. Б. м. поэта зачастую отождествляют с антиклерик. мотивами. Различать их (несмотря на связь между ними) методологически необходимо. Их отождествление ведет к вульгаризации и упрощению филос. позиции Л. Антиклерик. мотивы, воплотившиеся в емком, ключевом лермонт. образе монастыря-тюрьмы («Исповедь», «Вадим», «Боярин Орша», «Мцыри»), связаны в первую очередь с социально-политич. аспектами творчества Л.
Богоборчество, как оно осознается поэтом, — поединок равных: «Всесильный» властен над земным жребием поэта и других людей, но «душа», живая и вопрошающая, сопротивляется и остается непримиренной. В напряженности личного самосознания, уравнивающего человеческое «Я» с божеств. промыслом, — отличие лермонт. богоборчества от его возможных библ. прообразов. Непримиримость богоборч. настроений в творчестве Л. могла быть порождена лишь сознанием человека нового времени, мучительно ищущего своего пути в трагич. лабиринте истории человечества.
Вообще сознанию Л. чуждо понятие о божеств. милосердии. Д. С. Мережковский подметил полное или почти полное отсутствие имени Христа в соч. Л. Одно из редких исключений — ироническое «я люблю врагов, хотя не по-христиански» в «Герое...». Настроение смирения и всепрощения, всеобщая «неизбирательная» любовь остались Л., по-видимому, глубоко чужды. Говоря о религ. мотивах в творчестве поэта, тесно связанных с богоборческими, иной раз упоминают о пантеизме Л. В целом пантеизм — скорее всего в силу «безликости» божественного и человеческого начал, растворенных в природе, нехарактерен для умонастроения и творчества поэта. Обычно у Л. бог и природа, оказываясь союзниками, противостоят мятежному «вечному ропоту» человеческого «Я». Особенно четко просматривается оппозиция бог, природа — человек в позднем творчестве Л. (см. завершающие ред. «Демона», «Мцыри»: «И все природы голоса / Сливались тут. Не раздался / В торжественный хваленья час / Лишь человека гордый глас»). В поздних ред. «Демона» бог, равнодушный к «толпе людской», к ее «страстям» и страданиям, — создатель столь же равнодушной в своей красоте и покое природы (Демон «презирал и ненавидел» природу как «творенье бога своего», как воплощение божеств. начала). Высшее проявление гармонии природы — «хоры стройные светил» становятся в поэме символом безучастия, отрешенности от человеческого «боренья дум»: «Час разлуки, час свиданья / Им ни радость, ни печаль; / Им в грядущем нет желанья, / И прошедшего не жаль... / Будь к земному без участья / И беспечна, как они!» Красота природы отравлена для Л. отблеском божеств. равнодушия — так Б. м. окрашивают и столь важные в лермонт. поэзии «природные» образы.
Б. м. не являются для Л. чем-то случайным. Они органично пронизывают всю ткань его творчества, разнообразно воплощаясь в самых выстраданных, глубоких и задушевных творениях поэта. Метафизич. бунтарство Л. с его бесстрашием духа, мужеств. неприятием несовершенства мира уникально, необычно по силе и масштабу даже для рус. классики с ее неизменно глубоким интересом к коренным проблемам человеческого бытия.