Рано или поздно, так или иначе...
Вопрос 11. Лицейская лирика А.С.Пушкина. Тематическое и жанровое своеобразие. Богатство мысли. Художественные поиски Пушкина.Этот период условно делят на 2 этапа – ранний (1813-1815) и поздний (1816-1817). Первоначально лицейская лирика тесно связана с литературой классицизма, русского и французского Просвещения. Предромантические и романтические веяния. Это нашло отражение в оде «Воспоминания в Царском Селе» (29г), в отклике «На возвращение Государя», в стихе «Наполеон на Эльбе» др.
Многие стихи близки классицистической оде «на случай» по тематике (восхваление мудрого монарха и полководцев), по композиции (строгий и традиционный порядок частей), по поэтической лексике (широкое употребление архаизмов и славянизмов – «выи», «надменны», «десницы» и др.) + обилие риторич. конструкций.
Вскоре классицистические пристрастия угасают. Весь лицейский период проходит под знаком анакреонтики. Преобладает поэзия славящая наслаждение жизнью с ее радостью и весельем. Учится у Жуковского, Батюшкова, усваивает стилистику Карамзина. Из франц.лит-ры заимствования из «легкой поэзии» и поэзии позднего рококо + античные мотивы.
Эпикурейские мотивы
Пишет о беззаботном отношении к жизни. Пир духа с непременными атрибутами – вином, любовью, дружбой, поэзией. Жизнь дана для наслаждений, земных радостей.
Поэзия пиршеств связана с либеральными идеями личной свободы, независимости мнений.
В этом ключе формируется распространенный жанр для ранней лиц.лирики – дружеское послание (К Наталье, К другу стихотворцу).
Много посланий к поэта, учителям, друзьям. В них провозглашается лит.программа, устремленная к романтизму и исключающая классицизм.
Послания часто включают бытовые и сатирические сцены.
Особенность пушкинской поэтики в лицее – усвоение разных поэтических школ. Он учится у Жуковского и Батюшкова, а не подражает им…
Изобилие готовых поэтич.формул в посланиях, романсах и в одич.жанрах (ода,дифирамб, песня)
Батальная лирика – высокий стиль, метафоричность, устойчивые соц-полит понятия и ценности.
В 1815г. Пушкин посвятил Галичу два послания, еще раньше упомянул о нем в «Пирующих студентах», с которых началась его лицейская популярность.
После 1815 заметно усиливается оппозиционность общественных настроений. На смену радости приходит грусть.
Господствует жанр исповедальной любовной лирики , реализующийся в 2х направлениях – «унылая» и любовная элегии.
Любовь созерцательная, часто религиозна.
Герой – мечтательный юноша, поэт оплакивающий любовные страдания. Типичная элегическая ситуация - предсмертный монолог. Устойчивые поэтич обороты («увяла в цвете лет» …).
В романсе тоже печаль-беда. Герой отделен от автора, ему дана особая биография воина-певца, павшего на поле битвы (Наездники). В романсе м б и гусарская тема (Слезы).
Любовная элегия, в отличие от «унылой», выражала противоречивый внутр мир героя (Опять я ваш о юные друзья!). герой в ней – задумчивый отшельник (Послание к Юдину), бегущий из общества в естественный мир любви, наслаждений, поэзии. Чувственная страсть. Герой элегии противоречив: он жаждет полноты наслаждений, но она оказ-ся невозможной.
Элегическая грусть трансформировалась в бесконечную тоску и невозможность примириться со смертью (Подражание 1816)
Лицей был изолирован от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались. Лицейская изоляция вызвала в поэзии Пушкина тех лет образы монастыря, иноческой жизни, искушений, которым подвергается монах со стороны беса. С этим же связано и стремление вырваться из заточения. Поэтическое любование лицейскими годами пришло позднее.
В это время пробудилась в душе Пушкина его горячая любовь к родине. Не раз в его стихах, глубоко личных, истинно лирических, звучал мотив горечи, даже вины за неучастие в сражениях против вражеских полчищ, несмотря на юность поэта.
Тема Лицея и мотив поэтического союза, «Святого братства» в обращениях к друзьям (Товарищам, В альбом Пущину, Кюхельбекеру).
В целом, лицейская лирика носила ярко выраженный жанровый характер. Пушкину было присуще жанровое мышление: тема,стиль, лирич герой, авторский образ определялись жанром.
Особенность лиц.лир. – игра поэтич. масками.
Отражение реального духовного мира поэта
Условность лирики – залог поэтич новаторства Пушкина. Создал устойчивые формулы – сращения (утлый челн, во цвете лет…)
Книжно-условный строй отразился на образе лирич героя
Юный Пушкин часто воображал себя то мечтательным грустным поэтом (Певец), то ленивым мудрецом (Городок), то веселеем и беспечным гулякой (Пирующие студенты),
В центре стихов не автор, а обобщенный условный образ, зависимый от жанра.
Использует античные образы и реалии – его восприятие миросозерцания
В лицее овладел многими жанрами и стилями, усвоил много поэтич школ. Жуковский отрыл Пушкину многозначность слова, скрытую в нем эмоциональность, а Батюшков применил принцип многозначность к земным чувствам.
Вопрос 12. Общественно-политическая лирика А.С.Пушкина петербургского периода. В Петербурге этих лет (1817 - 1820) общественно-политическая жизнь била ключом. И Пушкин активно включается в жизнь столицы. Он участвует в заседаниях “Арзамаса”, а после его закрытия посещает литературно-политический кружок “Зеленая лампа”, который был негласным отделом декабристского тайного союза. Ширится круг литературных и политических знакомств поэта. Среди новых друзей будущие декабристы — М. Лунин, К. Рылеев. Об этом Пушкин вспоминает в 10—11-й главах “Евгения Онегина”. Пушкин был передовым поэтом того времени, он боролся за передовую, прогрессивную культуру и литературу, выступал против всего консервативного и реакционного.
Под влиянием дворянских революционеров поэт создает несколько вольнолюбивых стихотворений: ода “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Сказки”. Пушкинская ода “Вольность” явно перекликается с революционной одой Радищева, запрещенной правительством. В оде поэт говорит о той ужасной обстановке, которая царила в стране:
Увы, куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
В стихотворении звучит угроза самодержавию, без всяких намеков поэт открыто призывает к восстанию:
...Тираны мира! трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы.
Одним из лучших политических стихотворений этого периода является послание “К Чаадаеву”. Оба они мечтали об освобождении России от гнета самодержавия и крепостного права, но Чаадаев в отличие от юного поэта не верил в скорое осуществление их надежд. Поэт старался убедить друга, что мечта скоро сбудется и оба они примут участие в разрушении “самовластья”. Девятнадцатилетний поэт призывает посвятить отчизне “души прекрасные порывы”. Революционный долг не противопоставляется личным чувствам, а является для поэта таким же близким, как мечты о свидании с любимой:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Неиссякаемая вера в будущее России звучит и в заключительной строфе:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Любовь к Родине у Пушкина неразрывна с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. Выразительны метафоры: “Звезда пленительного счастья”, “Пока свободою горим”, “Обломки самовластья”, эмоциональны эпитеты “Нетерпеливою душой”, “Роковая власть”. В стихотворении много риторических предложений, они создают определенную эмоциональную окраску. Стихотворение насыщено политической лексикой: “Отчизна”, “Власть”, “Самовластье”. Жанр стихотворения — дружеское послание, рассчитанное на широкий круг читателей. Декабристы широко использовали послание как революционную прокламацию.
Летом 1819 года Пушкин был в Михайловском и впервые наблюдал ничем не прикрытое рабство. То, что раньше представлялось из рассказов и книг, предстало перед удивленным взором поэта. И в 1819 году он пишет стихотворение “Деревня”. В стихотворении поставлен один из главных политических вопросов века. Поэт избирает прием контраста. Богатой, щедрой своими красотами и дарами сельской природе, “приюту спокойствия, трудов и вдохновенья”, противопоставляется “барство дикое и рабство тощее” как результат несправедливого общественного строя России. Голос поэта клеймит крепостное право, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”. По стихотворению можно представить себе образ поэта: “друг человечества”, размышляющий над важными вопросами своего времени, просвещенный, любящий родную природу и народ, враг рабства. Поэт страстно желает помочь народу:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Мечтает о свободной Родине:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный.
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
В рукописях стихотворения предпоследняя строчка была другой: “И рабство падшее и падшего царя”. “Деревня” также использовалась декабристами в агитационных целях. Пущин, друг поэта, писал: “Не было живого человека, который не знал бы его стихов”. Политические стихи Пушкина того времени дополняются эпиграммами на Аракчеева, князя Голицына, Александра I, архимандрита Фотия.
В стихотворении “Сказки” высмеиваются поведение царя и обещания Александра I, который создал революционный “Священный союз” с Австрией и Пруссией для подавления революционного движения в Европе: “И прусский и австрийский я сшил себе мундир”, а в то же время обещал провести целый ряд либеральных реформ, которые и не думал осуществлять:
И людям все права людей...
Отдам из доброй воли.
В стихотворении Пушкина младенец Христос, “Спаситель”, наслушавшись этих обещаний, плачет от умиления:
Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?
И мать объясняет ему, что нечего верить этим словам царя, что все его обещания — это просто сказки для маленьких детей.
По свидетельству современников, пушкинские стихи и эпиграммы, “наскоро на лоскутках бумаги карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть”.
Вопрос 13. Лирика А.С.Пушкина периода южной ссылки. Мотивы, образы, жанры. Современные исследования о жизни и творчестве А.С.Пушкина.Период южной ссылки (май 1820 — июль 1824) — поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина.
Политическая лирика Пушкина, исполненная негодующего пафоса и буйно-остроумной иронии, нашла горячий отклик среди лучшей части дворянской молодежи и превратила его в популярнейшего поэта вольной мысли. В то время поэту приписывали почти все антиправительственные поэтические произведения, разносившиеся устно и расходившиеся в списках, воспламенявшие читателей к возмущению и протесту против самодержавного деспотизма.
Это тревожило правительственные круги. Пушкин казался им опасным человеком, подрывающим основы существующего строя. Особенное недовольство вызвала ода «Вольность». С поэтом решили расправиться. Ему угрожали Сибирью и Соловками, но по ходатайству Жуковского, Карамзина и других влиятельных лиц его в начале мая 1820 года отправили в ссылку на юг. По прибытии на юг Пушкин был зачислен чиновником вначале у генерала И. Н. Инзова, наместника Бессарабии, в Кишиневе, а потом с июля 1823 года у графа М. С. Воронцова, новороссийского генерал-губернатора и наместника Бессарабии, в Одессе.
Ссылка не укротила и не смирила Пушкина. Она укрепила его в правоте своих убеждений, придала им еще большую твердость. Этому способствовали и складывавшаяся в России общественная ситуация, и окружавшая поэта среда. Под воздействием ширившегося недовольства народных масс и прилива революционных настроений в стране ссыльный поэт проникается к самодержавно-деспотическому режиму все большей непримиримостью. Именно на юге он, как это явствует из дневника П. И. Долгорукова, высказывал самые крайние суждения о самодержавии ( «тот подлец, кто не желает перемены правительства в России») и о духовенстве ( «порочил невежество духовенства»).
Пушкин в период южной ссылки — яркий поэт-романтик. Ведущее положение в «южной» лирике заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его и жанр романтической баллады («Песнь о вещем Олеге»). Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегии «Погасло дневное светило...», «Мне вас не жаль, года весны моей...», «Редеет облаков летучая гряда...» и «Я пережил свои желанья...» — как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина. В них проведена резкая грань между петербургскими годами, наполненными дружеским общением, пирами, радостями любви, и новой жизнью «под бурями судьбы жестокой», «в изгнанье скучном», «вдали друзей вольнолюбивых». Как всегда, лирика Пушкина автопсихологична. Романтическая образность стала стилевым эквивалентом мироощущения Пушкина.
Центральная тема- ощущение новых впечатлений, жажда свободы, стихийное чувство воли, контрастное повседневной жизни.
Настоящее казалось ссыльному поэту бесприютным, унылым и неопределенным. Часто возникали психологические параллели со знаменитыми опальными поэтами — древнеримским поэтом Овидием и современниками, Байроном и Е.А.Баратынским. Яркие образы изгнанников и странников, созданные Пушкиным в послании «К Овидию» (1821), в исторической элегии «Наполеон» (1821), в дружеских посланиях к Баратынскому (1822), подчеркнули символический смысл его собственной судьбы.
Многие жанровые особенности элегий (исповедальность, быстрая смена чувств, фрагментарность) характерны и для посланий.
В лирике Пушкина этих лет заметно уменьшаются фривольно-эротические мотивы. Их вытесняют стихи, отличающиеся чистотой и глубиной переживаний, благоговейным преклонением перед любимой. Романтическая окраска этих стихотворений ясно сказывается, кроме устремленности к идеальному образу любимой, в крайне острых, гиперболизированных сюжетных ситуациях и преувеличенных изобразительных средствах («Черная шаль», 1820), сильных страстях («Мой друг, забыты мной следы минувших лет», 1821), подчеркнутых горечью душевных страданий ( «Умолкну скоро я», 1821; «Простишь ли мне ревнивые мечты», 1823).
В эту пору идут на убыль и вакхические стихи. Их беспечная игривость сменяется серьезными раздумьями о жизни в ее всестороннем, материалистическом восприятии. Поэт, признавая «горе жизни скоротечной» («Друзьям», 1822), видит ее наслаждения, помимо чувственных удовольствий, и в борениях ищущей мысли, в социальной активности. В послании «Чаадаеву» (1821), проникнутом пламенной любовью к Отчизне, вдохновенно романтической верой в победу свободы, в пленительно-счастливое будущее, он пишет: «В уединении мой своенравный гений Познал и тихий труд и жажду размышлений…»
В стихах этого времени отчетливы мотивы неудовлетворенности, одиночества, тоски, печали, определяемые положением поэта-изгнанника ( «Погасло дневное светило», 1820; «Я пережил свои желанья», 1821; «К Овидию», 1821). Но горечь переживаний Пушкина как изгнанника не переходит в отчаяние, и элегическая тема обнаруживает тенденцию к угасанию. Чуждый эгоцентризму, он проявляет преимущественную озабоченность не собственной судьбой, а судьбами общества. Поэтому в его творчестве еще громче, чем раньше, звучат политические мотивы. Поэта возмущает «губительная секира» цензуры ( «Послание цензору», 1822). В острых, как кинжал, эпиграммах Пушкин сражается с сиятельными ханжами, бездельниками, развратниками, льстецами, карьеристами и «почетными подлецами».
Главной социальной темой этого периода остается свобода. В послании «Дельвигу» (1821) Пушкин подтверждает: «Одна свобода мой кумир». Охваченный идеями свободы, поэт, как романтик, устремлен к необычному, к героическому, к мечте ( «Дочери Кара-георгия», 1820; «Гречанка верная! не плачь, — он пал героем», 1821).
Но борьба за свободу осознается Пушкиным уже в новом свете. Если в оде «Вольность» французская революция и казнь Людовика осуждались, то в стихотворении «Наполеон» (1821) они оправдываются. В новых условиях Пушкин пересматривает и свое отношение к Наполеону. Называя его по-прежнему тираном, поэт признает и его заслуги, в частности то, что он «миру вечную свободу Из мрака ссылки завещал» ( «Наполеон»). Славя кинжал, Пушкин в одноименном стихотворении признает его законным орудием индивидуальной политической расправы во имя освободительной цели. Но, явно противореча себе, он по-прежнему осуждает якобинскую тактику революционного террора. В свете борьбы за свободу, придавая ей широкую обобщенность и реальную символичность, поэт создавал такие стихи, как «Узник» (1822) и «Птичка» (1823). Отстаивая наряду с политической и свободу от религиозных предрассудков, Пушкин написал одно из самых резких антицерковных (атеистических) произведений русской литературы XIX века—лиро-эпическую поэму «Гавриилиада» (1821).
Свойственный Пушкину в начале 1820-х гг. радикализм его общественной позиции сменяется глубоким духовным кризисом, вызванным событиями европейской и русской жизни, Пушкин тяжело пережил поражения революций в Европе. Кризис 1823 г. выразился прежде всего в расставании с просветительскими иллюзиями, касавшимися отношений «личности и среды, деятеля и народной массы». Особенно резко разочарование поэта выразилось в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный» и «Демон».
В мае 1823 г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин». Замысел Пушкина был новаторским: поэт искал новый сюжет, который позволил бы преодолеть романтическую условность сюжетов «южных» поэм, нового героя, тесно связанного с жизнью общества, новый стиль.
Испытав сильнейшее влияние личности и творчества Дж .Г. Байрона, Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. Он встал у истоков нового — активного, бунтарского — течения в русском романтизме. Главной особенностью этого течения, отличавшей его от созерцательного, элегического романтизма 1810-х гг., стало иное отношение к действительности. Не уход от реальности, выражавшийся в мистическом переживании одиночества, вдохновлял Пушкина-романтика. В его произведениях — в лирике и особенно в поэмах — на первом плане гордый, свободолюбивый человек в конфликте с окружающей действительностью. Пушкин создал образы романтических героев (пленник, Алеко), стремящихся порвать с цивилизацией, найти новые жизненные ценности (свобода, близость к природе, любовь-страсть). Его привлекали гордые, волевые люди, бросающие вызов судьбе (таковы, помимо героя поэмы «Кавказский пленник» и Алеко, Зарема и Земфира).
Романтическая направленность южной лирики очевидна. Но наиболее всесторонне романтические принципы и мастерство Пушкина воплотились в так называемых южных поэмах.
Исследования:
Благой, Томашевский, Скатов, Фомичев
«Пушкинская комиссия» глава В.С.Непомнящий
«Пушкин: исследования и материалы»
«Пушкинская энциклопедия»
Лотман «биография Пушкина»
Скатов «биография Пушкина»
Семинарии: Фризман Л. Г., Гарницкая К. Я
Ходасевич В. Ф. Пушкин и поэты его времени / под. ред. Р. Хьюза. — Беркли, 1999.
Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. — СПб., 1999.
Вацуро В. Э., Гилельсон М. И. Сквозь «умственные плотины»
14 ВОПРОС. ЛИРИКА ПУШКИНА МИХАЙЛОВСКОГО ПЕРИОДА. ТЕМАТИКА, ПРОБЛЕМАТИКА, ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ.Кроме программного стихотворения «Разговор Книгопродавца с Поэтом», Пушкин создал в Михайловском множество прекрасных стихотворений («К морю», «Ненастный день потух...», цикл «Подражания Корану», состоящий из девяти стихотворений, послание «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья?»), «Аквилон», «Второе послание цензору», «Клеопатра», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман...», элегия «Андрей Шенье», гимн «Вакхическая песня», «Все в жертву памяти твоей...», «Зимний вечер», «В крови горит огонь желанья...», «Песни о Стеньке Разине», «Признание» и др.). С Михайловским непосредственно связаны стихотворения «Зимняя дорога», «Няне». Все это — значительные лирические признания.
Лирика Пушкина в Михайловском приобретает новые черты. Стиль становится проще, содержит по сравнению с лицейской, петербургской лирикой, поэзией южного периода меньше картинных сравнений и смелых метафор. Это произошло потому, что в Михайловском Пушкин по-новому увидел жизнь — в ее «нагой простоте», в неброском, совсем неярком облике.
Вместо пышного юга и мощи морской стихии перед ним открылись равнины и холмы, чистые и тихие реки среднерусского пейзажа, а зимой — бесконечные снега. Вокруг — безлюдье, только в Тригорском сквозь окна виден свет свечей, как у него, в небольшом барском доме. Но именно красота тихой, не бросающейся в глаза благородной и умиротворенной, спокойной простоты влечет поэта. Лирика его становится все более глубокой и гармоничной. В каждой строке стихотворений запечатлелась душа Пушкина.
В период Михайловской ссылки Пушкин пишет много стихотворений на любовную тему. Большинство из них написано в 1825 и 1826 гг..
В целом ряде стихотворений («К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Подражания Корану», «Пророк») выразился один из важных содержательных и структурно-композиционных принципов лирики Пушкина: освобождение души от сомнений, колебаний, от тягостных настроений означает преображение души и часто совмещается с приходом вдохновения и вспышкой любовного чувства. Примером может служить мадригал (стихотворение, обычно послание к женщине, содержащее лестное, комплиментарное обращение к ней) «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Оно дает возможность понять очень важные черты Пушкина-художника.
В кругу радостных, наполненных жизнелюбием, светом, приятием бытия лирических признаний было и стихотворение «Если жизнь тебя обманет...», записанное в альбом Евпраксии Вульф, дочери П. А. Осиповой. Одно из главных свойств жизни — движение, а не застой и косность. Жизнь может обмануть, и этого нельзя избежать, но обман не вечен, как не вечно уныние, непременно сменяемое весельем. Пушкин знает, что «настоящее уныло», но у человека есть будущее, есть надежды, упования, мечты, есть, наконец, вера в грядущее, и это не дает ему права погрузиться в грех уныния и застыть в нем. Спорить с судьбой, посылающей испытания, бунтовать против нее безрассудно и не под силу человеку. Поэтому надо смириться со своей временной участью, достойно встретить невзгоды и знать, что они рано или поздно минуют. Эпизоды человеческой жизни — мгновения в историческом бытии природы и человечества. В ходе поступательного движения жизни происходят неожиданные преобразования: то, что казалось или было «унылым», по прошествии времени становится «милым». Эти перемены и метаморфозы, превращения «дня уныния» в «день веселья», унылого и тягостного настоящего в милое прошлое тоже закон жизни, в которой унылые и веселые дни идут чередой. В коротком стихотворении с помощью антитез («день уныния» — «день веселья»), подхватов («...всё пройдет; Что пройдет...») Пушкин сказал о прошлом, настоящем и будущем, из чего складывается жизнь и без чего ее не бывает.
Один из непременных составляющих признаков пробуждения души — творческое вдохновение. Пушкин испытал его в Михайловском в полной мере. Духовно-творческий подъем он запечатлел также в цикле «Подражания Корану».
вольнолюбивые политические мотивы. Вольнолюбивые настроения особенно усилились у Пушкина после посещения Михайловского его старым лицейским другом, декабристом Пущиным, который наконец-то открыл поэту, что тайное общество существует. Можно думать, что он сказал Пушкину и о готовящемся восстании и даже обещал заранее уведомить его, чтобы дать возможность поэту принять в нем личное участие. Именно с этим, по-видимому, связана эпиграмма Пушкина «Заступники кнута и плети...» (1825). Весьма вероятно, что к Михайловскому периоду относится и эпиграмма на Александра I «Воспитанный под барабаном...». В Михайловском написан был Пушкиным и еще один его политический «ноэль», до нас не дошедший. О характере его можно судить по опасениям поэта попасть за него, если бы он стал известен властям, «в крепость». Наконец, в середине 1825 г. Пушкин пишет одно из самых пространных своих стихотворений - посвященную памяти поэта Шенье, стихи которого он особенно ценил, историческую элегию «Андрей Шенье», восторженный дифирамб «свободе», Великой французской революции. Но политическими темами и мотивами не ограничивается круг Михайловской лирики, отражающей всю полноту душевного мира поэта. Наряду с мужественной печалью, окрашивающей обращение к далеким лицейским товарищам («19 октября»), мы находим в ней и восторженный гимн торжествующей любви («Я помню чудное мгновенье...»), и «великолепный гимн радости» (Горький) - исполненную страстной веры в неизбежную победу светлых начал жизни - солнца над тьмой, разума, передовых освободительных идей над ложной мудростью.
Лирика Михайловского периода во многом непосредственно примыкает к «южной» лирике. В прощальном обращении «К морю» (1824; начато в Одессе, завершено в Михайловском) поэт обещает не забывать «торжественной красы» морской «свободной стихии»: В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.
И действительно, гул «романтического» моря продолжает звучать во многих стихах Пушкина. Особенно ощутим он в страстных излияниях-монологах поэта из «Разговора книгопродавца с поэтом» (1824), во многом напоминающих эмоциональную атмосферу первых «южных» поэм и представляющих собой один из самых ярких образцов пушкинского романтизма. Но уже в этом стихотворении в лице двух антагонистов - пламенного поэта-романтика и трезвого, рассудительного книгопродавца - дано прямое столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы, причем кончается оно тем, что поэт, не сдавая своих основных позиций, вынужден признать правоту собеседника.
Вопрос 15. Лирика А.С.Пушкина середины 1820-х – 1830-х гг. Философско-исторические, духовно-нравственные мотивы. Современные исследования о жизни и творчестве А.С.Пушкина.там великодержавный 31года и каменноостровский 36
типа два цикла
первый про войну 1812, а второй - христианство и все такое
Елена Волкова18:15
И еще очень много про смерть. Не боязнь смерти, а ее ожидание в христ-ом плане.
Дорожные жалобя, Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Еще Когда за городом задумчив я брожу
+ Пора, мой друг, пора
Дарья Гладышева18:21
про циклы:
31го Великодержавный
Клеветникам России
Бородинская годовщина
Перед гробницею святой
36 год Каменноостровский:
(т.е. на каменном острове написал, на даче)
Отцы пустынники и жены непорочны
подражание итальянскому
мирская власть
из пиндемонти
Елена Волкова18:34
31го Великодержавный
Клеветникам России
Бородинская годовщина
Перед гробницею святой
все три: тема войны 12 года. 1. Кутузову, 2 - отношения России и Запада (русофобия). Клеветники - европейские политики. Пушкин считает, что нечегог влезать им в ДОМАШНИЙ спор России с Литвой (Польшей). Упоминает заслуги Р. перед Европой, на которые та отвечала ненавистью. 3 - Победа рус. войск и взятие Варшавы (Польский мятеж). Это произошло в день бородинской победы. Проблема территориальной целостности и гос. границ (не знаю, к третьему только или ко всем трем).
Исследования:
Благой, Томашевский, Скатов, Фомичев
«Пушкинская комиссия» глава В.С.Непомнящий
«Пушкин: исследования и материалы»
«Пушкинская энциклопедия»
Лотман «биография Пушкина»
Скатов «биография Пушкина»
Семинарии: Фризман Л. Г., Гарницкая К. Я
Ходасевич В. Ф. Пушкин и поэты его времени / под. ред. Р. Хьюза. — Беркли, 1999.
Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. — СПб., 1999.
Многие стихи близки классицистической оде «на случай» по тематике (восхваление мудрого монарха и полководцев), по композиции (строгий и традиционный порядок частей), по поэтической лексике (широкое употребление архаизмов и славянизмов – «выи», «надменны», «десницы» и др.) + обилие риторич. конструкций.
Вскоре классицистические пристрастия угасают. Весь лицейский период проходит под знаком анакреонтики. Преобладает поэзия славящая наслаждение жизнью с ее радостью и весельем. Учится у Жуковского, Батюшкова, усваивает стилистику Карамзина. Из франц.лит-ры заимствования из «легкой поэзии» и поэзии позднего рококо + античные мотивы.
Эпикурейские мотивы
Пишет о беззаботном отношении к жизни. Пир духа с непременными атрибутами – вином, любовью, дружбой, поэзией. Жизнь дана для наслаждений, земных радостей.
Поэзия пиршеств связана с либеральными идеями личной свободы, независимости мнений.
В этом ключе формируется распространенный жанр для ранней лиц.лирики – дружеское послание (К Наталье, К другу стихотворцу).
Много посланий к поэта, учителям, друзьям. В них провозглашается лит.программа, устремленная к романтизму и исключающая классицизм.
Послания часто включают бытовые и сатирические сцены.
Особенность пушкинской поэтики в лицее – усвоение разных поэтических школ. Он учится у Жуковского и Батюшкова, а не подражает им…
Изобилие готовых поэтич.формул в посланиях, романсах и в одич.жанрах (ода,дифирамб, песня)
Батальная лирика – высокий стиль, метафоричность, устойчивые соц-полит понятия и ценности.
В 1815г. Пушкин посвятил Галичу два послания, еще раньше упомянул о нем в «Пирующих студентах», с которых началась его лицейская популярность.
После 1815 заметно усиливается оппозиционность общественных настроений. На смену радости приходит грусть.
Господствует жанр исповедальной любовной лирики , реализующийся в 2х направлениях – «унылая» и любовная элегии.
Любовь созерцательная, часто религиозна.
Герой – мечтательный юноша, поэт оплакивающий любовные страдания. Типичная элегическая ситуация - предсмертный монолог. Устойчивые поэтич обороты («увяла в цвете лет» …).
В романсе тоже печаль-беда. Герой отделен от автора, ему дана особая биография воина-певца, павшего на поле битвы (Наездники). В романсе м б и гусарская тема (Слезы).
Любовная элегия, в отличие от «унылой», выражала противоречивый внутр мир героя (Опять я ваш о юные друзья!). герой в ней – задумчивый отшельник (Послание к Юдину), бегущий из общества в естественный мир любви, наслаждений, поэзии. Чувственная страсть. Герой элегии противоречив: он жаждет полноты наслаждений, но она оказ-ся невозможной.
Элегическая грусть трансформировалась в бесконечную тоску и невозможность примириться со смертью (Подражание 1816)
Лицей был изолирован от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались. Лицейская изоляция вызвала в поэзии Пушкина тех лет образы монастыря, иноческой жизни, искушений, которым подвергается монах со стороны беса. С этим же связано и стремление вырваться из заточения. Поэтическое любование лицейскими годами пришло позднее.
В это время пробудилась в душе Пушкина его горячая любовь к родине. Не раз в его стихах, глубоко личных, истинно лирических, звучал мотив горечи, даже вины за неучастие в сражениях против вражеских полчищ, несмотря на юность поэта.
Тема Лицея и мотив поэтического союза, «Святого братства» в обращениях к друзьям (Товарищам, В альбом Пущину, Кюхельбекеру).
В целом, лицейская лирика носила ярко выраженный жанровый характер. Пушкину было присуще жанровое мышление: тема,стиль, лирич герой, авторский образ определялись жанром.
Особенность лиц.лир. – игра поэтич. масками.
Отражение реального духовного мира поэта
Условность лирики – залог поэтич новаторства Пушкина. Создал устойчивые формулы – сращения (утлый челн, во цвете лет…)
Книжно-условный строй отразился на образе лирич героя
Юный Пушкин часто воображал себя то мечтательным грустным поэтом (Певец), то ленивым мудрецом (Городок), то веселеем и беспечным гулякой (Пирующие студенты),
В центре стихов не автор, а обобщенный условный образ, зависимый от жанра.
Использует античные образы и реалии – его восприятие миросозерцания
В лицее овладел многими жанрами и стилями, усвоил много поэтич школ. Жуковский отрыл Пушкину многозначность слова, скрытую в нем эмоциональность, а Батюшков применил принцип многозначность к земным чувствам.
Вопрос 12. Общественно-политическая лирика А.С.Пушкина петербургского периода. В Петербурге этих лет (1817 - 1820) общественно-политическая жизнь била ключом. И Пушкин активно включается в жизнь столицы. Он участвует в заседаниях “Арзамаса”, а после его закрытия посещает литературно-политический кружок “Зеленая лампа”, который был негласным отделом декабристского тайного союза. Ширится круг литературных и политических знакомств поэта. Среди новых друзей будущие декабристы — М. Лунин, К. Рылеев. Об этом Пушкин вспоминает в 10—11-й главах “Евгения Онегина”. Пушкин был передовым поэтом того времени, он боролся за передовую, прогрессивную культуру и литературу, выступал против всего консервативного и реакционного.
Под влиянием дворянских революционеров поэт создает несколько вольнолюбивых стихотворений: ода “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Сказки”. Пушкинская ода “Вольность” явно перекликается с революционной одой Радищева, запрещенной правительством. В оде поэт говорит о той ужасной обстановке, которая царила в стране:
Увы, куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
В стихотворении звучит угроза самодержавию, без всяких намеков поэт открыто призывает к восстанию:
...Тираны мира! трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы.
Одним из лучших политических стихотворений этого периода является послание “К Чаадаеву”. Оба они мечтали об освобождении России от гнета самодержавия и крепостного права, но Чаадаев в отличие от юного поэта не верил в скорое осуществление их надежд. Поэт старался убедить друга, что мечта скоро сбудется и оба они примут участие в разрушении “самовластья”. Девятнадцатилетний поэт призывает посвятить отчизне “души прекрасные порывы”. Революционный долг не противопоставляется личным чувствам, а является для поэта таким же близким, как мечты о свидании с любимой:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Неиссякаемая вера в будущее России звучит и в заключительной строфе:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Любовь к Родине у Пушкина неразрывна с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. Выразительны метафоры: “Звезда пленительного счастья”, “Пока свободою горим”, “Обломки самовластья”, эмоциональны эпитеты “Нетерпеливою душой”, “Роковая власть”. В стихотворении много риторических предложений, они создают определенную эмоциональную окраску. Стихотворение насыщено политической лексикой: “Отчизна”, “Власть”, “Самовластье”. Жанр стихотворения — дружеское послание, рассчитанное на широкий круг читателей. Декабристы широко использовали послание как революционную прокламацию.
Летом 1819 года Пушкин был в Михайловском и впервые наблюдал ничем не прикрытое рабство. То, что раньше представлялось из рассказов и книг, предстало перед удивленным взором поэта. И в 1819 году он пишет стихотворение “Деревня”. В стихотворении поставлен один из главных политических вопросов века. Поэт избирает прием контраста. Богатой, щедрой своими красотами и дарами сельской природе, “приюту спокойствия, трудов и вдохновенья”, противопоставляется “барство дикое и рабство тощее” как результат несправедливого общественного строя России. Голос поэта клеймит крепостное право, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”. По стихотворению можно представить себе образ поэта: “друг человечества”, размышляющий над важными вопросами своего времени, просвещенный, любящий родную природу и народ, враг рабства. Поэт страстно желает помочь народу:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Мечтает о свободной Родине:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный.
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
В рукописях стихотворения предпоследняя строчка была другой: “И рабство падшее и падшего царя”. “Деревня” также использовалась декабристами в агитационных целях. Пущин, друг поэта, писал: “Не было живого человека, который не знал бы его стихов”. Политические стихи Пушкина того времени дополняются эпиграммами на Аракчеева, князя Голицына, Александра I, архимандрита Фотия.
В стихотворении “Сказки” высмеиваются поведение царя и обещания Александра I, который создал революционный “Священный союз” с Австрией и Пруссией для подавления революционного движения в Европе: “И прусский и австрийский я сшил себе мундир”, а в то же время обещал провести целый ряд либеральных реформ, которые и не думал осуществлять:
И людям все права людей...
Отдам из доброй воли.
В стихотворении Пушкина младенец Христос, “Спаситель”, наслушавшись этих обещаний, плачет от умиления:
Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?
И мать объясняет ему, что нечего верить этим словам царя, что все его обещания — это просто сказки для маленьких детей.
По свидетельству современников, пушкинские стихи и эпиграммы, “наскоро на лоскутках бумаги карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть”.
Вопрос 13. Лирика А.С.Пушкина периода южной ссылки. Мотивы, образы, жанры. Современные исследования о жизни и творчестве А.С.Пушкина.Период южной ссылки (май 1820 — июль 1824) — поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина.
Политическая лирика Пушкина, исполненная негодующего пафоса и буйно-остроумной иронии, нашла горячий отклик среди лучшей части дворянской молодежи и превратила его в популярнейшего поэта вольной мысли. В то время поэту приписывали почти все антиправительственные поэтические произведения, разносившиеся устно и расходившиеся в списках, воспламенявшие читателей к возмущению и протесту против самодержавного деспотизма.
Это тревожило правительственные круги. Пушкин казался им опасным человеком, подрывающим основы существующего строя. Особенное недовольство вызвала ода «Вольность». С поэтом решили расправиться. Ему угрожали Сибирью и Соловками, но по ходатайству Жуковского, Карамзина и других влиятельных лиц его в начале мая 1820 года отправили в ссылку на юг. По прибытии на юг Пушкин был зачислен чиновником вначале у генерала И. Н. Инзова, наместника Бессарабии, в Кишиневе, а потом с июля 1823 года у графа М. С. Воронцова, новороссийского генерал-губернатора и наместника Бессарабии, в Одессе.
Ссылка не укротила и не смирила Пушкина. Она укрепила его в правоте своих убеждений, придала им еще большую твердость. Этому способствовали и складывавшаяся в России общественная ситуация, и окружавшая поэта среда. Под воздействием ширившегося недовольства народных масс и прилива революционных настроений в стране ссыльный поэт проникается к самодержавно-деспотическому режиму все большей непримиримостью. Именно на юге он, как это явствует из дневника П. И. Долгорукова, высказывал самые крайние суждения о самодержавии ( «тот подлец, кто не желает перемены правительства в России») и о духовенстве ( «порочил невежество духовенства»).
Пушкин в период южной ссылки — яркий поэт-романтик. Ведущее положение в «южной» лирике заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его и жанр романтической баллады («Песнь о вещем Олеге»). Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегии «Погасло дневное светило...», «Мне вас не жаль, года весны моей...», «Редеет облаков летучая гряда...» и «Я пережил свои желанья...» — как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина. В них проведена резкая грань между петербургскими годами, наполненными дружеским общением, пирами, радостями любви, и новой жизнью «под бурями судьбы жестокой», «в изгнанье скучном», «вдали друзей вольнолюбивых». Как всегда, лирика Пушкина автопсихологична. Романтическая образность стала стилевым эквивалентом мироощущения Пушкина.
Центральная тема- ощущение новых впечатлений, жажда свободы, стихийное чувство воли, контрастное повседневной жизни.
Настоящее казалось ссыльному поэту бесприютным, унылым и неопределенным. Часто возникали психологические параллели со знаменитыми опальными поэтами — древнеримским поэтом Овидием и современниками, Байроном и Е.А.Баратынским. Яркие образы изгнанников и странников, созданные Пушкиным в послании «К Овидию» (1821), в исторической элегии «Наполеон» (1821), в дружеских посланиях к Баратынскому (1822), подчеркнули символический смысл его собственной судьбы.
Многие жанровые особенности элегий (исповедальность, быстрая смена чувств, фрагментарность) характерны и для посланий.
В лирике Пушкина этих лет заметно уменьшаются фривольно-эротические мотивы. Их вытесняют стихи, отличающиеся чистотой и глубиной переживаний, благоговейным преклонением перед любимой. Романтическая окраска этих стихотворений ясно сказывается, кроме устремленности к идеальному образу любимой, в крайне острых, гиперболизированных сюжетных ситуациях и преувеличенных изобразительных средствах («Черная шаль», 1820), сильных страстях («Мой друг, забыты мной следы минувших лет», 1821), подчеркнутых горечью душевных страданий ( «Умолкну скоро я», 1821; «Простишь ли мне ревнивые мечты», 1823).
В эту пору идут на убыль и вакхические стихи. Их беспечная игривость сменяется серьезными раздумьями о жизни в ее всестороннем, материалистическом восприятии. Поэт, признавая «горе жизни скоротечной» («Друзьям», 1822), видит ее наслаждения, помимо чувственных удовольствий, и в борениях ищущей мысли, в социальной активности. В послании «Чаадаеву» (1821), проникнутом пламенной любовью к Отчизне, вдохновенно романтической верой в победу свободы, в пленительно-счастливое будущее, он пишет: «В уединении мой своенравный гений Познал и тихий труд и жажду размышлений…»
В стихах этого времени отчетливы мотивы неудовлетворенности, одиночества, тоски, печали, определяемые положением поэта-изгнанника ( «Погасло дневное светило», 1820; «Я пережил свои желанья», 1821; «К Овидию», 1821). Но горечь переживаний Пушкина как изгнанника не переходит в отчаяние, и элегическая тема обнаруживает тенденцию к угасанию. Чуждый эгоцентризму, он проявляет преимущественную озабоченность не собственной судьбой, а судьбами общества. Поэтому в его творчестве еще громче, чем раньше, звучат политические мотивы. Поэта возмущает «губительная секира» цензуры ( «Послание цензору», 1822). В острых, как кинжал, эпиграммах Пушкин сражается с сиятельными ханжами, бездельниками, развратниками, льстецами, карьеристами и «почетными подлецами».
Главной социальной темой этого периода остается свобода. В послании «Дельвигу» (1821) Пушкин подтверждает: «Одна свобода мой кумир». Охваченный идеями свободы, поэт, как романтик, устремлен к необычному, к героическому, к мечте ( «Дочери Кара-георгия», 1820; «Гречанка верная! не плачь, — он пал героем», 1821).
Но борьба за свободу осознается Пушкиным уже в новом свете. Если в оде «Вольность» французская революция и казнь Людовика осуждались, то в стихотворении «Наполеон» (1821) они оправдываются. В новых условиях Пушкин пересматривает и свое отношение к Наполеону. Называя его по-прежнему тираном, поэт признает и его заслуги, в частности то, что он «миру вечную свободу Из мрака ссылки завещал» ( «Наполеон»). Славя кинжал, Пушкин в одноименном стихотворении признает его законным орудием индивидуальной политической расправы во имя освободительной цели. Но, явно противореча себе, он по-прежнему осуждает якобинскую тактику революционного террора. В свете борьбы за свободу, придавая ей широкую обобщенность и реальную символичность, поэт создавал такие стихи, как «Узник» (1822) и «Птичка» (1823). Отстаивая наряду с политической и свободу от религиозных предрассудков, Пушкин написал одно из самых резких антицерковных (атеистических) произведений русской литературы XIX века—лиро-эпическую поэму «Гавриилиада» (1821).
Свойственный Пушкину в начале 1820-х гг. радикализм его общественной позиции сменяется глубоким духовным кризисом, вызванным событиями европейской и русской жизни, Пушкин тяжело пережил поражения революций в Европе. Кризис 1823 г. выразился прежде всего в расставании с просветительскими иллюзиями, касавшимися отношений «личности и среды, деятеля и народной массы». Особенно резко разочарование поэта выразилось в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный» и «Демон».
В мае 1823 г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин». Замысел Пушкина был новаторским: поэт искал новый сюжет, который позволил бы преодолеть романтическую условность сюжетов «южных» поэм, нового героя, тесно связанного с жизнью общества, новый стиль.
Испытав сильнейшее влияние личности и творчества Дж .Г. Байрона, Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. Он встал у истоков нового — активного, бунтарского — течения в русском романтизме. Главной особенностью этого течения, отличавшей его от созерцательного, элегического романтизма 1810-х гг., стало иное отношение к действительности. Не уход от реальности, выражавшийся в мистическом переживании одиночества, вдохновлял Пушкина-романтика. В его произведениях — в лирике и особенно в поэмах — на первом плане гордый, свободолюбивый человек в конфликте с окружающей действительностью. Пушкин создал образы романтических героев (пленник, Алеко), стремящихся порвать с цивилизацией, найти новые жизненные ценности (свобода, близость к природе, любовь-страсть). Его привлекали гордые, волевые люди, бросающие вызов судьбе (таковы, помимо героя поэмы «Кавказский пленник» и Алеко, Зарема и Земфира).
Романтическая направленность южной лирики очевидна. Но наиболее всесторонне романтические принципы и мастерство Пушкина воплотились в так называемых южных поэмах.
Исследования:
Благой, Томашевский, Скатов, Фомичев
«Пушкинская комиссия» глава В.С.Непомнящий
«Пушкин: исследования и материалы»
«Пушкинская энциклопедия»
Лотман «биография Пушкина»
Скатов «биография Пушкина»
Семинарии: Фризман Л. Г., Гарницкая К. Я
Ходасевич В. Ф. Пушкин и поэты его времени / под. ред. Р. Хьюза. — Беркли, 1999.
Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. — СПб., 1999.
Вацуро В. Э., Гилельсон М. И. Сквозь «умственные плотины»
14 ВОПРОС. ЛИРИКА ПУШКИНА МИХАЙЛОВСКОГО ПЕРИОДА. ТЕМАТИКА, ПРОБЛЕМАТИКА, ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ.Кроме программного стихотворения «Разговор Книгопродавца с Поэтом», Пушкин создал в Михайловском множество прекрасных стихотворений («К морю», «Ненастный день потух...», цикл «Подражания Корану», состоящий из девяти стихотворений, послание «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья?»), «Аквилон», «Второе послание цензору», «Клеопатра», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман...», элегия «Андрей Шенье», гимн «Вакхическая песня», «Все в жертву памяти твоей...», «Зимний вечер», «В крови горит огонь желанья...», «Песни о Стеньке Разине», «Признание» и др.). С Михайловским непосредственно связаны стихотворения «Зимняя дорога», «Няне». Все это — значительные лирические признания.
Лирика Пушкина в Михайловском приобретает новые черты. Стиль становится проще, содержит по сравнению с лицейской, петербургской лирикой, поэзией южного периода меньше картинных сравнений и смелых метафор. Это произошло потому, что в Михайловском Пушкин по-новому увидел жизнь — в ее «нагой простоте», в неброском, совсем неярком облике.
Вместо пышного юга и мощи морской стихии перед ним открылись равнины и холмы, чистые и тихие реки среднерусского пейзажа, а зимой — бесконечные снега. Вокруг — безлюдье, только в Тригорском сквозь окна виден свет свечей, как у него, в небольшом барском доме. Но именно красота тихой, не бросающейся в глаза благородной и умиротворенной, спокойной простоты влечет поэта. Лирика его становится все более глубокой и гармоничной. В каждой строке стихотворений запечатлелась душа Пушкина.
В период Михайловской ссылки Пушкин пишет много стихотворений на любовную тему. Большинство из них написано в 1825 и 1826 гг..
В целом ряде стихотворений («К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Подражания Корану», «Пророк») выразился один из важных содержательных и структурно-композиционных принципов лирики Пушкина: освобождение души от сомнений, колебаний, от тягостных настроений означает преображение души и часто совмещается с приходом вдохновения и вспышкой любовного чувства. Примером может служить мадригал (стихотворение, обычно послание к женщине, содержащее лестное, комплиментарное обращение к ней) «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Оно дает возможность понять очень важные черты Пушкина-художника.
В кругу радостных, наполненных жизнелюбием, светом, приятием бытия лирических признаний было и стихотворение «Если жизнь тебя обманет...», записанное в альбом Евпраксии Вульф, дочери П. А. Осиповой. Одно из главных свойств жизни — движение, а не застой и косность. Жизнь может обмануть, и этого нельзя избежать, но обман не вечен, как не вечно уныние, непременно сменяемое весельем. Пушкин знает, что «настоящее уныло», но у человека есть будущее, есть надежды, упования, мечты, есть, наконец, вера в грядущее, и это не дает ему права погрузиться в грех уныния и застыть в нем. Спорить с судьбой, посылающей испытания, бунтовать против нее безрассудно и не под силу человеку. Поэтому надо смириться со своей временной участью, достойно встретить невзгоды и знать, что они рано или поздно минуют. Эпизоды человеческой жизни — мгновения в историческом бытии природы и человечества. В ходе поступательного движения жизни происходят неожиданные преобразования: то, что казалось или было «унылым», по прошествии времени становится «милым». Эти перемены и метаморфозы, превращения «дня уныния» в «день веселья», унылого и тягостного настоящего в милое прошлое тоже закон жизни, в которой унылые и веселые дни идут чередой. В коротком стихотворении с помощью антитез («день уныния» — «день веселья»), подхватов («...всё пройдет; Что пройдет...») Пушкин сказал о прошлом, настоящем и будущем, из чего складывается жизнь и без чего ее не бывает.
Один из непременных составляющих признаков пробуждения души — творческое вдохновение. Пушкин испытал его в Михайловском в полной мере. Духовно-творческий подъем он запечатлел также в цикле «Подражания Корану».
вольнолюбивые политические мотивы. Вольнолюбивые настроения особенно усилились у Пушкина после посещения Михайловского его старым лицейским другом, декабристом Пущиным, который наконец-то открыл поэту, что тайное общество существует. Можно думать, что он сказал Пушкину и о готовящемся восстании и даже обещал заранее уведомить его, чтобы дать возможность поэту принять в нем личное участие. Именно с этим, по-видимому, связана эпиграмма Пушкина «Заступники кнута и плети...» (1825). Весьма вероятно, что к Михайловскому периоду относится и эпиграмма на Александра I «Воспитанный под барабаном...». В Михайловском написан был Пушкиным и еще один его политический «ноэль», до нас не дошедший. О характере его можно судить по опасениям поэта попасть за него, если бы он стал известен властям, «в крепость». Наконец, в середине 1825 г. Пушкин пишет одно из самых пространных своих стихотворений - посвященную памяти поэта Шенье, стихи которого он особенно ценил, историческую элегию «Андрей Шенье», восторженный дифирамб «свободе», Великой французской революции. Но политическими темами и мотивами не ограничивается круг Михайловской лирики, отражающей всю полноту душевного мира поэта. Наряду с мужественной печалью, окрашивающей обращение к далеким лицейским товарищам («19 октября»), мы находим в ней и восторженный гимн торжествующей любви («Я помню чудное мгновенье...»), и «великолепный гимн радости» (Горький) - исполненную страстной веры в неизбежную победу светлых начал жизни - солнца над тьмой, разума, передовых освободительных идей над ложной мудростью.
Лирика Михайловского периода во многом непосредственно примыкает к «южной» лирике. В прощальном обращении «К морю» (1824; начато в Одессе, завершено в Михайловском) поэт обещает не забывать «торжественной красы» морской «свободной стихии»: В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.
И действительно, гул «романтического» моря продолжает звучать во многих стихах Пушкина. Особенно ощутим он в страстных излияниях-монологах поэта из «Разговора книгопродавца с поэтом» (1824), во многом напоминающих эмоциональную атмосферу первых «южных» поэм и представляющих собой один из самых ярких образцов пушкинского романтизма. Но уже в этом стихотворении в лице двух антагонистов - пламенного поэта-романтика и трезвого, рассудительного книгопродавца - дано прямое столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы, причем кончается оно тем, что поэт, не сдавая своих основных позиций, вынужден признать правоту собеседника.
Вопрос 15. Лирика А.С.Пушкина середины 1820-х – 1830-х гг. Философско-исторические, духовно-нравственные мотивы. Современные исследования о жизни и творчестве А.С.Пушкина.там великодержавный 31года и каменноостровский 36
типа два цикла
первый про войну 1812, а второй - христианство и все такое
Елена Волкова18:15
И еще очень много про смерть. Не боязнь смерти, а ее ожидание в христ-ом плане.
Дорожные жалобя, Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Еще Когда за городом задумчив я брожу
+ Пора, мой друг, пора
Дарья Гладышева18:21
про циклы:
31го Великодержавный
Клеветникам России
Бородинская годовщина
Перед гробницею святой
36 год Каменноостровский:
(т.е. на каменном острове написал, на даче)
Отцы пустынники и жены непорочны
подражание итальянскому
мирская власть
из пиндемонти
Елена Волкова18:34
31го Великодержавный
Клеветникам России
Бородинская годовщина
Перед гробницею святой
все три: тема войны 12 года. 1. Кутузову, 2 - отношения России и Запада (русофобия). Клеветники - европейские политики. Пушкин считает, что нечегог влезать им в ДОМАШНИЙ спор России с Литвой (Польшей). Упоминает заслуги Р. перед Европой, на которые та отвечала ненавистью. 3 - Победа рус. войск и взятие Варшавы (Польский мятеж). Это произошло в день бородинской победы. Проблема территориальной целостности и гос. границ (не знаю, к третьему только или ко всем трем).
Исследования:
Благой, Томашевский, Скатов, Фомичев
«Пушкинская комиссия» глава В.С.Непомнящий
«Пушкин: исследования и материалы»
«Пушкинская энциклопедия»
Лотман «биография Пушкина»
Скатов «биография Пушкина»
Семинарии: Фризман Л. Г., Гарницкая К. Я
Ходасевич В. Ф. Пушкин и поэты его времени / под. ред. Р. Хьюза. — Беркли, 1999.
Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. — СПб., 1999.